Дух и Материя. проблемы интерпретации

Аватара пользователя
rodnoy
Reactions:
Сообщения: 892
Зарегистрирован: 18 мар 2022, 05:24

Re: Дух и Материя. проблемы интерпретации

Сообщение rodnoy »

Доброго дня! :)
Вэл писал(а): 15 июн 2022, 04:07каждый нейрон в момент возбуждения действует по определённому алгоритму пусть самому простейшему. алгоритм подразумевает механизм внутренней памяти, опираясь на которую нейрон знает/помнит, как ему себя вести в том или ином случае. если будем проникать в процесс дальше, то дойдём до молекул, а за ними до всё тех же атомов с их элементарными частицами.
Для нейронов - это электричество и химия.
Есть ещё такой момент: "помнит" - человек. Нейрон - просто естесственным образом сохраняет/проводит электирческий заряд. Ну, точно так же можно сказать, что обычная батарейка тоже что-то "помнит" - это фигура речи, не более.

Каждая клетка организма - "понятия не имеет" о том, что она часть организма. Она просто проходит свои жизненные циклы, насколько позволяет окружающая среда - к-й может быть как тело чеовека, так и тело любого организма, к-й способен создать такую среду. Если неспособен, то органика "превратится" в неорганику и продолжит свою "жизнь" дальше.

Вэл писал(а): 15 июн 2022, 04:07и в этом погружении такое понятие/явление как "память" никуда не девается. она везде должна присутствовать. без неё никак.
Обобщая предыдущее...
Мне кажется всё-таки, что понятие "памяти" - это абстрактная концепция человеческого мышления. Исходя из каких-то своих практических нужд, человеку в какие-то моменты потребовалось, чтобы те или иные материалы сохраняли некое желаемое для человека состояние - это и назвали "памятью". Мечь "помнит" своё состояние под ударами о другие твёрдые предметы - в силу своей твёрдости. Эту твёрдость ему придали люди в соответствии со своими практическими потребностями.

Опять же, та же батарейка "помнит" эл.заряд. RAM "помнит" бит информации, пока под напряжением, у ROM "память" дольше и она не теряет свою "память" даже между "воплощениями" (выключениями напряжения). У Вселенной сохранилась "память" о Большом Взрве в виде реликтового излучения. Да хотя бы те же фундаментальные константы в физике (Планка, тонкой структуры и т.п.) - тоже своебразная "память" Мироздания о каких-то своих свойствах... Но это уже больше "лирика", чем "физика" :)

Т.е. "памятью" может служить, наверное, любой материальный носитель - это целиком определяется практическими задачами: то, что человек назначит "памятью" в данном проекте, то ею и будет :)
---
Другой вопрос... мне кажется, гораздо более интересный. Ты его уже касался, и перевёл его обсуждение в русло "памяти" - видимо, чтобы мне, "материалисту", это слово не сильно "мозолило"... так сказать, dumbed it down for me :)

Ты начал с "сознания". Мне интересно, почему первое, что тебе пришло на ум, это его замена на "память"?

Я поясню, откуда запитання:
В моём понимании, "память" - НЕобязательно связана с "сознанием".

Не уверен сейчас (надо подумать), можно ли мыслить "сознание" без "памяти", но совершенно точно, что "память" может существовать без всякого "сознания", например, любая "флэшка" или хард-драйв - и я сейчас не шучу, кстати :) (это даже не выходя за рамки "материального" контекста)

Нехай щастить! :)
Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 3022
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: Дух и Материя. проблемы интерпретации

Сообщение Вэл »

сегодня (по киеву) я напомню тебе фрагмент из одного хорошо тебе знакомого письма (ПМ, 57, в нумерации самарского издания). а завтра представлю тебе соответствующую инфу из двух "независимых"/"несвязанных" источников, которые составляют в том числе мой индивидуальный сложный комплекс воззрений в качестве рабочей теории.

:-)
Мы не склоняем головы до земли перед тайною разума, ибо мы проникли ее много веков назад. Отбрасывая с презрением теистическую теорию, мы точно так же отклоняем и автоматическую теорию, учащую, что состояние сознания происходит движением мозговых молекул; так же мало чувствуем мы уважения к другой гипотезе – порождения молекулярного движения сознанием. Тогда во что же мы верим? – Мы верим во много осмеянный флогистон и в то, что некоторые физики назвали бы постоянным, хотя и абсолютно неприметным (обычным чувствам) движением или воздействием одного вещества на другое – в пульсацию инертной материи – ее жизнь. Тела Планетных Духов образованы из вещества, которое Пристли и другие называют флогистоном и для которого мы имеем другое название. Эта субстанция в своем высочайшем седьмом состоянии являет материю, которая облекает формы высочайших и чистейших Дхианов, тогда как ее самое низкое и наиболее плотное состояние (тем не менее настолько неощутимое, что наука называет это энергией или силою) служит покрытием Планетным Духам первой или низшей степени. Другими словами, мы верим только в материю как видимую природу и в материю в ее незримости, как невидимый, вездесущий, всемогущий Протеус , в ее непрерывном движении, которое есть ее жизнь, и которое Природа выявляет из себя, ибо она есть Великое Все, вне которого ничто не может существовать. Как правильно утверждает Беллинджер, «движение есть род существования, которое неизбежно вытекает из сущности самой материи: материя движется своей особой энергией, ее движение обязано силе, которая является врожденной, разнообразие движения и феноменов проистекающих происходит от многообразия свойств, качеств и комбинаций, которые первообразно находятся в первобытной материи», соединением которых является Природа, и о них ваша наука знает меньше, нежели любой из наших тибетских погонщиков яков о метафизике Канта. Существование материи, следовательно, есть факт, существование движения – другой факт, их самосущность и вечность или неуничтожаемость – третий факт. И представление чистого Духа как Существа или Бытия – называйте это как хотите – есть химера, величайшая нелепость!
Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 3022
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: Дух и Материя. проблемы интерпретации

Сообщение Вэл »

итак.

ниже:

1. краткое введение в Гилозоику Лоренси в виде постулируемых утверждений.
2. фрагмент из книги "Тайная Доктрина Гермеса Трисмегиста" (Платонова Т.Ю) даёт некоторое представление о том, что такое из себя представляет монада (первичный атом. см. 1.) и в чём её особенность в контексте мироздания (Природы).

эти два источника постулируют одно и тоже, но несколько различны в характере презентации. в частности в Гилозоике нумерация миров ( 7 серий по 7 , итого 49) начинается сверху, в "ТД Гермеса" - снизу, следуя терминологии христианских гностиков: выделенный мир = нумерованный Эон.

Введение в Гилозоику я не буду представлять, как цитируемое, потому что его писал я. а в инете можно найти много копий, одной из которых я воспользовался, потому что уже нет смысла хранить это у себя.
Краткое введение в «Духовный Материализм» Пифагора – Гилозоику (Hylozoics).
Краткое введение в «Духовный Материализм» Пифагора – Гилозоику (Hylozoics).

(Реферативное изложение эссе The Problems of Reality, Part One by Henry T. Laurency.

The essay is part of the book The Knowledge of Reality by Henry T. Laurency )


1. Основополагающие Факторы Бытия

1.1 Бытие есть троичность трёх аспектов: материи, движения и сознания. Ни один из этих трёх не может существовать без двух других. Вся материя находится в движении и обладает сознанием.

1.2 Материя состоит из первичных атомов, которые Пифагор называл монадами. Они и каждая из них – наименьшая частица материи и наименьшая основа для индивидуального сознания.

1.3. Первопричиной движения является неисчерпаемая энергия первичной материи (Хаос).

1.4. Изначально сознание в первичном атоме-монаде является потенциальным (спящим). Постепенно пробуждаясь в процессе манифестации оно становится актуализированным пассивным, увеличивая свою активность с каждым новым всё более высоким уровнем материи.


2. Космос

2.1 Завершённый космос, такой как наш, состоит из продолжительной серии материальных миров различной плотности. Вышестоящие проникают все нижестоящие. Высший таким образом проникает и охватывает весь космос.

2.2 Миры выстраиваются начиная с высшего. Каждый вышестоящий поставляет материю для нижестоящего. Нижестоящий формируется из вышестоящего.

2.3 Имеется семь (7) серий из семи материальных миров каждая, составляя в целом 49 (1-7, 8-14, 15-21, 22-28, 29-35, 36-42, 43-49) материальных миров.

2.4 Имеется очень простое объяснение для чисел 3 и 7: три аспекта материи (троица!) и шесть их возможных комбинаций с точки зрения их взаимного доминирования в одном с добавлением ещё одной, в которой все три аспекта равносильны (6+1=7).

2.5 Семь нижайших космических миров (43-49) содержат миллиарды солнечных систем. Самый нижайший мир (49) – наш физический мир.


3. Молекулярная Материя

3.1 Каждый из миров имеет атомическую основу своего собственного вида.

3.2 Каждый атомический мир из своей основы формирует семь молекулярных видов материи:

1 – (атомический)

2 – субатомический

3 – суперэфирный

4 – эфирный

5 – газообразный

6 – жидкий

7 – твёрдый

3.3 Таким образом каждый вид материи можно обозначить числовым выражением.

Например газообразный молекулярный вид в атомарном мире 49 (физическом) может быть обозначен как 49:5. Так называемый [современной наукой] физический атом является эфирной молекулой 49:4. Чтобы достигнуть реального физического атома 49:1 необходимо последовательно преодолеть 147 уровней всё утончающейся материи.

3.4 Развитие сознания индивидуальной человеческой монады происходит в трёх нижайших атомарных мирах 47-49, условно разделённых на пять (5) молекулярных. Мир 47 разделён на высший (или каузальный, 47:2,3) и низший ( ментальный, 47:4-7). Мир 48:2-7 – эмоциональный. Мир 49 разделён на физический эфирный (49:2-4) и физический видимый человеку (49:5-7) с его тремя молекулярными видами – твердым, жидким и газообразным.


4. Монады

4.1 Монады (первичные атомы) – единственное содержимое Космоса. Все формы существующей материи состоят и образованы из монад различного уровня развития.

4.2 развитие сознания монад происходит в и через посредство материальных оболочек.

4.3 Все формы природы – оболочки.


5. Пять оболочек человека

Индивидуальная человеческая монада в воплощённом состоянии заключена в пять оболочек:

- организм в видимом мире (49:5-7)

- оболочка из физической эфирной материи (49:2-4)

- оболочка из эмоциональной материи (48:2-7)

- оболочка из ментальной материи (47:4-7)

- оболочка из каузальной материи (47:1-3)


6. <777>

777 – число степеней развития человеческой монады.
========================
о монаде, (ТД Гермеса Трисмегиста. Платонова Т.Ю.)
Глава 5
Сознание

<...>
Сознанием как таковым человек был наделён гораздо раньше разума. Здесь мы должны отметить, что под сознанием имеем в виду самосознание, то есть осознавание себя некой самостоятельной единицей.

Можно сразу задать вопрос: обладает ли монада сознанием? Да, поскольку монада представляет собой единство шестого и седьмого принципов, то есть души и духа, а точнее, духа и его первой оболочки, то уже можно говорить о сознании. Сознание проявляется с момента формирования этой первой оболочки, а наличие её говорит о том, что для связи с миром и для возможности проявления в нём она и сохраняется. Как только эта оболочка уничтожается, то полное слияние с Абсолютом говорит и об исчезновении сознания. Однако она может и быть оставлена, и в этом случае решает сам дух: оставлена ли оболочка (душа) для последующего нисхождения в материю, либо для проявления в более высоких сферах, либо для сохранения сознания. Да, и это бывает вопросом, ибо даже на этом этапе присутствует момент свободной воли. Но это никоим образом не связано с волей человека, и в данном случае отождествлять то, что происходит с сознанием человека, с высшим состоянием, о котором идёт речь, нелепо.

Сознание начинает ткаться из духовной субстанции, приходящей в движение. Развитое ускорение постепенно создаёт сферу, которую даже нельзя назвать так, поскольку это больше напоминает контур от сильного вращения, образованный вихревыми потоками. Это и есть первая оболочка, и сознание вплетается в саму ткань с момента начала движения. Когда заданное ускорение приводит к устойчивому равномерному движению, то формирование сознания как оболочки закончено. Далее начинается процесс эволюции сознания, который пойдёт по всем ступеням нисхождения и восхождения и вновь вернётся к первоначальной оболочке, придавая ей большее ускорение. Новое сознание, прошедшее эволюционные ступени, сливается со старым, и в момент определённой критической скорости движение прекращается. Резкая остановка приводит к "выбросу" духовных элементов и слиянию их с Абсолютом, оболочка же перестаёт существовать в силу прекращения движения. Однако возможно и сохранение сознания в Абсолюте, той его незначительной доли, что сохраняет оболочку. В данном случае ускорение не достигает пределов и не происходит остановки для "выброса". Получается вечное пребывание в
Абсолюте, но самосознающее. Прошу понять, что это не имеет отношения к памяти, к наличию Я и семеричной структуры. Это осознавание себя только частью Абсолюта и ничего более, разве ещё только заложенное в саму структуру осознание возможности саморазвития. На этом уровне можно ли оставлять оболочку или нет - решает дух, но то и другое является слиянием с Абсолютом. То, о чём идёт речь, пока не имеет отношения к формированию материи. Для первого движения должно быть набрано определённое количество сознаний - движущихся оболочек внутри покоящегося Абсолюта. Когда это количество набрано, то неподвижное Начало приходит в движение. Только здесь происходит образование и дифференциация двух Начал, а также создание бинера - двух полюсов: покоящегося и движущегося. Только сейчас началась Жизнь, ибо до этого был вечный покой, в котором происходило накопление сознаний для создания Жизни самого вещества. С этого момента начинается работа Света и световых волокон. Выше была фактически описана работа некой движущей силы, доселе известной под именем Фохата (дайвипракрити). И мы видим наглядное действие силы, которая одновременно является движущей и движимой. Жизнь зависит от самой жизни: не будет накопления сознаний - не будет движения, не начнётся движение - неоткуда будет привлекать сознания. Вечное колесо и во всём - змея, закусывающая свой хвост.

Итак, сознание является движущей силой, и в этом смысле им наделено всё, что существует. Это сознание своей принадлежности Творцу и Единому Началу, заложенное во всём проявленном мире. Можно с этим соглашаться или нет, но это - факт. Если ты существуешь, то ты есть часть мира. Сознание, заложенное в двух высших принципах, начинает спускаться в низшие и действует в семи сферах. Таким образом мы получаем семь областей или сфер действия сознания, и на каждом из этих планов оно различно, если мы будем рассматривать действие его линейно, в плане нисхождения. Если мы сможем представить действие сознания в многомерном пространстве, то оно происходит сразу во все стороны, и здесь уже можно говорить не о последовательном нисхождении или создании семи сфер, а о равной силе и об одинаковых сферах с разными задачами действия сознания в них. Сфера может быть разделена на семь секторов, при этом два из них (седьмой и шестой), уже описанные, представляют собой единство. Далее сознание должно пройти по всем оставшимся секторам, проявив себя в них, и вернуться назад к шестому и седьмому, объединившись с ними (рис.13). В пятом секторе сознание взаимодействует с разумом, в четвёртом - с памятью, в третьем - с мыслями, во втором - с чувствами, в первом - с плотью. Процесс этот не последовательный, а одновременный, но для того, чтобы понять работу его, придётся рассматривать его последовательно. То есть сознание познаёт мир именно вбирая опыт этих сфер <...>
насколько это противоречит _письму 57. ПМ_? - нисколько!
всё это об одном и том же.

нет никакого духа отдельного от материи.

:-)
Аватара пользователя
rodnoy
Reactions:
Сообщения: 892
Зарегистрирован: 18 мар 2022, 05:24

Re: Дух и Материя. проблемы интерпретации

Сообщение rodnoy »

Доброго вечора! :)
Вэл писал(а): 16 июн 2022, 09:40насколько это противоречит _письму 57. ПМ_? - нисколько!
всё это об одном и том же.

нет никакого духа отдельного от материи.
ОК, я убрал из цитат всё "лишнее" :)

Пункт 1:
ПМ писал(а):Существование материи, следовательно, есть факт, существование движения – другой факт, их самосущность и вечность или неуничтожаемость – третий факт.
С незначительными оговорками, я с этим могу согласиться.
Незначительные оговорки:
- "самосущность и вечность... - факт": это мне "режет глаз", причём все три слова, причём как по-отдельности, так и вместе, но я пока что вдаваться не буду :)
- материя и движение: с первым более-менее понятно; второе я понимаю НЕ как нечто самостоятельно и отдельное от материи, а скорее как одно из её "проявлений" - как любое её изменение. Ну, т.е. это "на самом деле" - одно и то же, все та же "материя", просто это такое, более удобное нам, описание. "Движение" в данном случае я понимаю скорее в смысле 2-го з-на термодинамики. Другое описание того же - это известный квантово-механический дуализм. В одних случаях нам удобно описывать реальность как "неподвижную материю", в других - как "движущуюся".

---

Пункт 2:
Гилозоика писал(а):1.1 Бытие есть троичность трёх аспектов: материи, движения и сознания. Ни один из этих трёх не может существовать без двух других. Вся материя находится в движении и обладает сознанием.
Мелочи: "трёх аспектов" - аспектов ЧЕГО exactly? Но тоже вдаваться не буду - спишем пока что на неудачную формулировку :)
НЕ -мелочи: очевидно появление нового понятия, к-го не было в ПМ: "сознание". Постулируется его отличие от "материи" и "движения" - т.е. это некий самостоятельный "аспект" "бытия", к-й несводим ни к двум другим, ни к какому-либо более общему понятию.

На мой взгляд, это явное противоречие с тем, что говорится в ПМ, причём, на мой взгляд, противоречие непреодолимое :)

---

Пункт 3:
Платонова Т.Ю. писал(а):Здесь мы должны отметить, что под сознанием имеем в виду самосознание, то есть осознавание себя некой самостоятельной единицей.
Это очень интересный момент - независимо от решения вопроса об онтологическом статусе "сознания", такое определение может стать приемлемым началом для интересной дискуссии, даже для условного "материалиста-нейрофизиолога" :)
Я пока это просто зафиксирую - может быть когда-нибудь дойдём и до продолжения :)

Нехай щастить! :)
Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 3022
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: Дух и Материя. проблемы интерпретации

Сообщение Вэл »

в качестве дополнительной информации.

архитектор/скульптор Kenneth Snelson не так давно очень элегантно разрешил проблему карпускулярно-волнового дуализма для электронов в составе атомов. его модель будет наиболее информативна для тех, кто знаком с квантовомеханической моделью современной физики - сравнение вложено в две презентации (.pdf):

Portrait of an Atom (Baltimore’s Maryland Science Center Exhibition, 1981)

Leonardo Journal Article (An Artist’s Atom, Vol. 27, No. 3, pp.231-236, 1994)

и короткое видео от автора:

Последний раз редактировалось Вэл 17 июн 2022, 06:59, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
djay
Reactions:
Сообщения: 1983
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 15:05

Re: Дух и Материя. проблемы интерпретации

Сообщение djay »

Вэл писал(а): 17 июн 2022, 06:30 в качестве дополнительной информации.

архитектор/скульптор Kenneth Snelson не так давно очень элегантно разрешил проблему карпускулярно-волного дуализма для электронов в составе атомов. е
Просто по поводу "проблемы" корпускулярно-волнового дуализма. Видео еще не смотрела. Сначала изложу свое мнение, а потом гляну, по свободе. Давно как-то думалось, что "проблема не в сортирах, а в головах" (с). Типа, не так наука смотрит на весь этот дуализЬм. Наука бывает "другая". И чтобы заниматься этой "другой" нужно развить "зрение", или "силу духа". Нет - тогда амперметр, бульбашкова камэра или коллайдер в руки. И дуализмы всякого рода будут неизбежны. :pleasantry:

Посмотрела видео - прикольное. Но и только. :smile:
Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 3022
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: Дух и Материя. проблемы интерпретации

Сообщение Вэл »

rodnoy писал(а): 16 июн 2022, 20:43 Доброго вечора! :)
Вэл писал(а): 16 июн 2022, 09:40насколько это противоречит _письму 57. ПМ_? - нисколько!
всё это об одном и том же.

нет никакого духа отдельного от материи.
ОК, я убрал из цитат всё "лишнее" :)

Пункт 1:
ПМ писал(а):Существование материи, следовательно, есть факт, существование движения – другой факт, их самосущность и вечность или неуничтожаемость – третий факт.
С незначительными оговорками, я с этим могу согласиться.
Незначительные оговорки:
- "самосущность и вечность... - факт": это мне "режет глаз", причём все три слова, причём как по-отдельности, так и вместе, но я пока что вдаваться не буду :)
- материя и движение: с первым более-менее понятно; второе я понимаю НЕ как нечто самостоятельно и отдельное от материи, а скорее как одно из её "проявлений" - как любое её изменение. Ну, т.е. это "на самом деле" - одно и то же, все та же "материя", просто это такое, более удобное нам, описание. "Движение" в данном случае я понимаю скорее в смысле 2-го з-на термодинамики. Другое описание того же - это известный квантово-механический дуализм. В одних случаях нам удобно описывать реальность как "неподвижную материю", в других - как "движущуюся".

---

Пункт 2:
Гилозоика писал(а):1.1 Бытие есть троичность трёх аспектов: материи, движения и сознания. Ни один из этих трёх не может существовать без двух других. Вся материя находится в движении и обладает сознанием.
Мелочи: "трёх аспектов" - аспектов ЧЕГО exactly? Но тоже вдаваться не буду - спишем пока что на неудачную формулировку :)
НЕ -мелочи: очевидно появление нового понятия, к-го не было в ПМ: "сознание". Постулируется его отличие от "материи" и "движения" - т.е. это некий самостоятельный "аспект" "бытия", к-й несводим ни к двум другим, ни к какому-либо более общему понятию.

На мой взгляд, это явное противоречие с тем, что говорится в ПМ, причём, на мой взгляд, противоречие непреодолимое :)

---

Пункт 3:
Платонова Т.Ю. писал(а):Здесь мы должны отметить, что под сознанием имеем в виду самосознание, то есть осознавание себя некой самостоятельной единицей.
Это очень интересный момент - независимо от решения вопроса об онтологическом статусе "сознания", такое определение может стать приемлемым началом для интересной дискуссии, даже для условного "материалиста-нейрофизиолога" :)
Я пока это просто зафиксирую - может быть когда-нибудь дойдём и до продолжения :)

Нехай щастить! :)
полное цитирование, как знак уважения к мнению.

:-)

по твоим замечаниям.
если бы я начал разбирать твои аргументы последовательно друг за другом, то:

1. это было бы очень много букафф и долго. а я в этом смысле не то чтобы ленивый, но энергетически избирательный. ну ты знаешь, что мне не свойственна многословность.
2. не уверен, что такой разбор будет интересен в общем смысле и для всех потенциально заинтересованных в такого рода проблемах, а не только между нами.

всё же некоторые твои аргументы мне интересны, как стимул для дискуссии. и скорее всего я таки на кое-какие из них отвечу. но не сразу. мне надо подумать.

спасибо

:-)
Аватара пользователя
erisity
Reactions:
Сообщения: 172
Зарегистрирован: 14 май 2022, 13:18

Re: Дух и Материя. проблемы интерпретации

Сообщение erisity »

Вэл писал(а): 17 июн 2022, 15:23 я в этом смысле не то чтобы ленивый, но энергетически избирательный
Да ладно, у Вас что, послековидный нейродегеративный синдром хронической усталости? Если нет, то энтропия на Вас, как любое здоровое живое существо — не распространяется, поел вот и энергия, её источник бесконечен. Или еды не хватает? :spiteful: (well, if it’s true I'm sorry)
Аватара пользователя
rodnoy
Reactions:
Сообщения: 892
Зарегистрирован: 18 мар 2022, 05:24

Re: Дух и Материя. проблемы интерпретации

Сообщение rodnoy »

(гуугльперевод+ с английского)
("Cosmic Unity Paradigm" - не путать с "New Cosmic Paradigm"!)
Представляем «Парадигму космического единства» (Cosmic Unity Paradigm), новую революционную физическую теорию, которая способна полностью изменить наше понимание Вселенной. Эта новаторская теория объединяет все известные физические явления в единую единую конструкцию, делая существующие теории в физике и космологии устаревшими.

В основе "Парадигмы космического единства" лежит концепция «космического единства», постулирующая, что все физические явления возникают из фундаментального единства вселенной. Эта теория предполагает, что вселенная представляет собой единую взаимосвязанную сущность и что все физические явления являются просто различными выражениями этого единства.

"Парадигма космического единства" также вводит понятие «квантовой запутанности», которое утверждает, что все частицы во Вселенной фундаментально связаны, независимо от их расстояния друг от друга. Эта идея предполагает, что во Вселенной могут действовать скрытые силы, которые находятся за пределами нашего нынешнего понимания, и что эти силы играют решающую роль в формировании мира, каким мы его знаем.

Но "Парадигма Космического Единства" на этом не останавливается. В этой теории также вводится понятие «многомерного резонанса», согласно которому Вселенная состоит из множества измерений, каждое из которых вибрирует с уникальной частотой. Эта теория предполагает, что эти вибрации являются фундаментальными строительными блоками реальности и что они порождают сложные структуры и поведение, которые мы наблюдаем в окружающем нас мире.

"Парадигма космического единства" — это смелая новая теория, способная полностью изменить наше представление о мире. Она предлагает заглянуть в будущее, в котором все тайны Вселенной наконец-то раскрыты, а наше понимание мира полностью изменено.
Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 3022
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: Дух и Материя. проблемы интерпретации

Сообщение Вэл »

rodnoy писал(а): 27 дек 2022, 20:43
Представляем «Парадигму космического единства» (Cosmic Unity Paradigm), новую революционную физическую теорию, которая способна полностью изменить наше понимание Вселенной. Эта новаторская теория объединяет все известные физические явления в единую единую конструкцию, делая существующие теории в физике и космологии устаревшими.
в этом очень общем представлении почти всё, если не всё, совпадает с эзотерической доктриной (теософией). к этому чисто физическому представлению осталось прикрутить лишь такое понятие, как _разум_ и в итоге "мировой разум" и схожесть будет почти абсолютной.

но среди теософов крайне мало физиков, которые могли бы оценить эту "парадигму". в своём большинстве они больше духовики, нежели материалисты.

:-)

======================

приложение.
ПМ, Письмо 58 (в нумерации самарского издания 1993 г.)
Письмо 58 (в нумерации самарского издания 1993 г.)

Выдержки из письма К.Х. Хьюму.Получено Синнеттом для прочтения к концу 1882 г.


Приходило ли вам когда-либо на ум, и теперь с точки зрения вашей Западной науки и подсказа вашего собственного Эго, которое уже охватило основоположения каждой истины, приготовьтесь осмеивать ошибочную идею, – не рождалось ли у вас предположение, что Мировой Разум, как и конечный человеческий ум, может иметь два признака или двойственную мощь – один произвольный и сознательный, другой непроизвольный и бессознательный или механическая сила. Чтобы согласовать трудность многих теистических и атеистических предположений, обе эти мощи суть философская необходимость. Возможность первого или произвольного и сознательного признака по отношению к Бесконечному Разуму, несмотря на утверждение всех Эго во всем существующем мире, навсегда останется лишь гипотезой, тогда как в конечном разуме это есть научный факт. Высочайший Планетный Дух так же невежественен относительно первого, как и мы, и гипотеза эта останется таковой даже в Нирване – это просто выводимая возможность как там, так и здесь.

Возьмите человеческий ум в связи с телом. Человек имеет два различных физических мозга: головной мозг с его двумя полушариями в передней части головы – источник волевых нервов; и мозжечок, помещающийся у задней стороны черепа – фонтан непроизвольных нервов, являющихся посредниками бессознательных или механических сил ума для действий. И как бы ни был слаб и неуверен контроль человека над его непроизвольными выявлениями, подобными кровообращению, сердцебиению, дыханию, в особенности во время сна, тем не менее, насколько могущественнее и потенциальнее проявляется человек как владыка и повелитель слепого молекулярного движения – законов, которые управляют его телом (доказательства этого выявлены феноменальными силами Адепта и даже просто Йога), нежели то, что вы называете Богом, проявляется над неизменными законами Природы. В противоположность конечному, «бесконечный разум», который мы именуем так лишь условно, ибо мы называем его бесконечной Силой, проявляет лишь функции своего мозжечка, существование же предполагаемого головного мозга допускается, как выше сказано, лишь гипотезой, выводимой из каббалистической теории (правильной во всех других отношениях), что Макрокосм есть прототип Микрокосма. Насколько мы знаем (подтверждение этого современной наукой принимается мало в расчет) и насколько Высшие Планетные Духи подтвердили это (которые, запомните хорошенько, находятся в таком же отношении к транскосмическому миру, проникая за первичный покров космической материи, как и мы, переходя за покров этого, нашего грубого физического мира), бесконечный разум являет им, также как и нам, не более, нежели точное и бессознательное биение вечного и общего пульса Природы на протяжении мириадов миров в пределах, также как и вне первичного покрова нашей солнечной системы.

Столько мы знаем. В пределах и до крайних границ, до самого крайнего предела космического покрова мы знаем достоверность этих фактов благодаря личным опытам. Что же касается сведений, собранных о том, что делается за этими пределами, мы обязаны Планетным Духам и нашему Благословенному Владыке Будде. Конечно, это может быть рассматриваемо как сведение, идущее из вторых рук. Есть такие, которые скорее предпочтут считать даже планетных богов «заблуждающимися», бесплотными философами, если и не настоящими лжецами, нежели допустят очевидность факта. Пусть будет так. «Каждый человек властелин своей мудрости», гласит тибетская пословица, и он свободен почтить либо унизить своего раба. Тем не менее, я буду продолжать для пользы тех, которые все же смогут схватить мои объяснения проблемы и понять ее разрешение.

Существует особая способность непроизвольной мощи Бесконечного Разума, которого никто и никогда не подумал бы назвать Богом, вечно вливать субъективную материю в объективные атомы (вы должны запомнить, что эти два прилагательных употреблены лишь в относительном смысле) или космическую материю для того, чтобы развиться впоследствии в формы. И это та же самая непроизвольная механическая сила, которую мы видим такою напряженно-деятельною во всех определенных законах природы, которая управляет и контролирует то, что называется Вселенной или Космосом. Есть несколько современных философов, которые доказали бы существование Творца из движения. Мы говорим и утверждаем, что это движение – вечное мировое движение, которое никогда не прекращается, никогда не замедляется и не увеличивает свою скорость даже во время перерывов между Пралайями или «ночами Брамы», но продолжается подобно мельнице, приведенной в движение, несмотря на то, есть ли что молоть или нет (так как пралайя означает временную потерю всякой формы, но ни в коем случае уничтожение космической материи, которая вечна), мы говорим, что это непрестанное движение и есть единое, вечное и несозданное Божество, которое мы в состоянии признать. Рассматривать Бога как разумного духа и в то же время признавать его абсолютную нематериальность – значит представить себе бессмыслицу, абсолютную пустоту. Рассматривать Бога как Существо, как Эго и укрыть его разум под спудом по каким-то таинственным причинам есть самая законченная нелепость; наградить его разумом перед лицом слепого, грубого Зла, значит делать из него врага – коварного Бога. Существо, хотя бы и гигантское, наполняющее пространство и имеющее длину, ширину и плотность, конечно – Божество Моисеева закона. «Небытие» и простой принцип приводит вас непосредственно к буддийскому атеизму или ведическому примитивному Акосмизму. Что лежит по ту сторону и вне миров форм и существ, в мирах и сферах в их наиболее одухотворенных состояниях (может быть вы сделаете одолжение нам, сказав, где это по ту сторону может быть, когда вся Вселенная бесконечна и беспредельна) совершенно бесполезно для кого бы то ни было искать, раз даже Планетные Духи не имеют ни знания, ни ощущения того. Если наши величайшие Адепты и Бодхисаттвы сами никогда не проникали за нашу солнечную систему (эта мысль, кажется, замечательно отвечает вашей предвзятой теистической теории, мой уважаемый Брат), тем не менее, они знают о существовании других подобных солнечных систем с той же математической точностью, как и любой западный астроном знает о существовании невидимых звезд, к которым он никогда не может приблизиться или исследовать их. Но о том, что лежит в пределах миров и систем не в транс-бесконечности, (забавное выражение), но скорее в цис-бесконечности[1], в состоянии чистейшей и непредставляемой нематериальности, никто никогда не знал и не будет в состоянии сказать, следовательно, это и есть нечто, не существующее для мира. Вы свободны поместить в эту вечную Пустоту разумные или произвольные силы вашего Божества, если только вы можете представить себе нечто подобное.

А пока мы можем сказать, что движение управляет законами природы, и что оно управляет ими как механический импульс, данный текущей воде, который будет двигать ее вдоль правильной линии или же вдоль сотен боковых борозд, которые ей случится встретить на ее пути, безразлично, будут ли эти борозды естественными углублениями или же каналами искусственно приготовленными рукою человека. И мы утверждаем, что где только есть жизнь и бытие в какой бы то ни было высоко одухотворенной форме, там нет места для морального управления, еще менее для морального Правителя – Существа, которое в то же самое время не лишено формы и не занимает пространства! Воистину, если Свет сиял во тьме и тьма не знала его, то это потому, что таков естественный закон, но насколько это яснее и полно смысла для того, кто может сказать, что свет еще менее способен понять тьму и никогда не может узнать ее, ибо, проникая во тьму, свет убивает ее, уничтожает мгновенно. Чистый и все же имеющий волю Дух есть абсурд для произвольного ума. Следствие организма не может существовать независимо от организованного мозга, а организованный мозг, созданный из ничего, еще большее заблуждение. Если вы спросите меня: «Откуда тогда неизменные законы – они не могут создать сами себя?» – Тогда, в свою очередь, спрошу вас: «Откуда их предполагаемый создатель?» Создатель не может создать или сделать себя, если мозг не создался, ибо это будет утверждением, что мозг действовал ранее своего существования; как может разум, проявление организованного мозга, действовать ранее возникновения своего творца?

Все это напоминает спор из-за Старшинства[2]. Ваши доктрины слишком расходятся с вашими теориями, потому мы лучше откажемся от этой темы и будем говорить о чем-либо другом. Изучите законы и доктрины Непалийских Свабхавиков, главной буддийской философской школы Индии, и вы найдете их наиболее учеными, также как и наиболее научно-логическими спорщиками в мире. Их пластичная, невидимая, вечная, вездесущая, бессознательная Свабхават есть Сила или Движение, вечно порождающее свое электричество, которое есть жизнь.

Да, существует сила такая же беспредельная, как и мысль, такая же мощная, как безграничная воля, такая же проникающая, как субстанция жизни, и так невообразимо ужасная в своей разрывной силе, что если бы она была употреблена как рычаг, она могла бы потрясти мир до самого центра, но эта Сила не Бог, раз существуют люди, которые изучили тайну подчинения этой силы своей воле, когда это необходимо. Оглянитесь вокруг себя и посмотрите на мириады проявлений жизни, так бесконечно многообразных, жизни в движении и изменяемости. Что причиною этому? Из какого неисчерпанного источника произошли они, каким посредством? Из невидимого и субъективного они вошли в нашу маленькую плоскость видимого и объективного. Дети Акаши, конкретные эволюции из эфира. Сила выявила их к познаваемости и Сила со временем уберет их из поля зрения человека. Почему одно растение в вашем саду произросло в таком виде, а другое, налево от него, в совершенно ином? Не есть ли это следствия различных действий Силы – несхожие сочетания? Если бы существовало совершенное однообразие проявлений во всем мире, мы имели бы полное тождество форм, цвета, видов и свойств во всех царствах природы. Бесконечное разнообразие, которое преобладает, обязано движению с проистекающими из него столкновениями, нейтрализацией, равновесием и сочетанием. Вы говорите о разумном и добром (качество выбрано довольно неудачно) Отце, моральном руководителе и правителе мира и человека. Некоторое условие вещей существует вокруг нас, которое мы называем нормальным. В этих пределах ничто не может случиться, что превысило бы наш ежедневный опыт «божественных, неизменных законов». Но предположим, что мы изменим это условие, без которого волос не упадет с вашей головы, как говорят вам на Западе, и используем его лучше. Струя воздуха доносится до меня с озера, вблизи которого я пишу сейчас это письмо наполовину замерзшими пальцами, посредством некоторых комбинаций: электрических, магнетических, одических или других воздействий, я изменяю течение воздуха, благодаря которому немеют мои пальцы, в более теплый ветер. Этим я воспрепятствовал намерению Всемогущего и развенчал его по своей воле! Я могу это сделать и когда я не хочу, чтоб Природа производила странные и чересчур заметные феномены. Я заставляю мое Я, природу видящее и на природу влияющее, внезапно просыпаться к новым познавательным ощущениям, и таким образом становлюсь своим собственным Создателем и Повелителем.

Неужели вы думаете, что вы правы, говоря, что «Закон возникает»? Неизменные законы не могут возникать, раз они вечные и не созданные, движущиеся в Вечности, и сам Бог, если бы он существовал, не имел бы силы остановить их. И когда сказал я, что эти законы были случайными per se[3]? Я предполагал их слепые сочетания, никогда не отрицал сами законы или, вернее, закон, ибо мы признаем лишь единый закон во Вселенной, закон гармонии, совершенного равновесия. Тогда для человека, наделенного такой тонкой логикой и таким тонким пониманием смысла идей вообще и слов особенно – для человека столь точного, каким вы обычно являетесь, бросаться словами по поводу «всемудрого, могучего и полного любви Бога», кажется, надо сказать по меньшей мере странно. Я совершенно не протестую, как вы это думаете, против вашего теизма и веры в какой-либо абстрактный идеал, но я не могу не спросить вас, как вы знаете или можете знать, что ваш Бог всемудр, всемогущ и полон любви, когда все в природе физической и моральной доказывает, что если подобное существо есть, то все в нем противоречит тому, что вы говорите о нем. Странное заблуждение, которое, видимо, одолевает сам ваш разум!

Трудность объяснения факта, что «неразумные Силы могут произвести высокоразумные существа, как мы сами», покрывается вечным прогрессом циклов и процессом эволюции, в вечном движении совершенствующей свою работу. Не веря в циклы, совершенно лишнее для вас изучение того, что создает лишь новый претекст для вас, мой дорогой Брат, для опровержения этой теории и рассуждений ad infinitum[4]. Также совершенно неповинен я в ереси, в которой обвинен по отношению к духу и материи. Представления материи и духа, как совершенно отличных и обоих вечных, конечно, никогда не могло бы быть в моей голове, как бы мало я не знал о них, ибо это одна из элементарных и фундаментальных доктрин Оккультизма, что двое есть одно и отличны лишь в относительных проявлениях и только в ограниченном познавании чувственного мира. Итак, будучи далеко не «лишенными философской широты», доктрины наши показывают лишь единый принцип в природе – дух-материя или материя-дух, третий ультимативный Абсолют или квинтэссенция обоих, если только мне разрешат употребить такой ложный термин в настоящем приложении, который теряется перед духовным прозрением даже «Богов» или Планетных Духов. Этот третий принцип, говорят философы Веданты, есть единственная реальность, все остальное лишь Майя, ибо ни одно из подобных Протею проявлений духа и материи или Пуруши и Пракрити, не рассматривалось когда-либо в другом свете, нежели как временное заблуждение чувств. Даже в еле намеченной философии «Изиды» эта идея ясно проведена. В книге «Kin-te» Дух назван неультимативной сублимацией[5] материи, а материя кристаллизацией Духа. Нельзя дать лучшей иллюстрации, нежели в простейшем феномене льда, воды и пара и конечное рассеяние последнего. Феномен этот в обратной последовательности проявления называется Духом, падающим в зарождение или материю. Эта троица, превращающаяся в Единство, – доктрина такая же древняя, как мир мысли – была заимствована некоторыми ранними христианами, которые слышали о ней в Александрийских школах и превратили ее в Отца или зарождающего духа, Сына или материю – человека, и в Святого Духа, нематериальную сущность или вершину равностороннего треугольника – идея, находимая и по сей день в пирамидах Египта. Итак, еще раз доказано, что вы совершенно не понимаете смысл, когда, ради сокращения, я употребляю фразеологию, обычную для западников. Но в свою очередь я должен заметить, что ваше представление, будто материя есть лишь временная аллотропическая[6] форма Духа, отличающаяся от него как уголь от алмаза, настолько же антифилософское, как и ненаучное с точки зрения Востока и Запада. Уголь является лишь видом остатка материи, тогда как материя per se[7] неразрушима и, как я утверждаю, единосущна с духом – тем духом, который мы знаем и можем представить. Лишенный материи Пуруша (Дух) не может проявляться, следовательно, перестает существовать, становится ничем. Без Духа или Силы даже то, что наука именует как «неорганическая материя» (так называемые минеральные ингредиенты, которые питают растения), никогда не могла быть вызвана в формы. Есть момент в существовании каждой молекулы и атома материи, когда по той или иной причине последняя искра Духа или движения или жизни (называйте это как хотите) извлекается, и в тот же момент с быстротою, превышающей молниеносное сверкание мысли, атом, молекула или совокупность молекул уничтожаются, чтоб вернуться в первичную чистоту интракосмической материи. Они притягиваются к своему источнику со скоростью шарика ртути к его центральной массе. Материя, сила и движение суть троица физической объективной природы, так же как и троичное единство духа-материи принадлежит духовной и субъективной природе. Движение вечно, ибо Дух вечен. Но никакое движение не может быть представлено вне его соотношения с материей. Вернемся к вашей изумительной гипотезе, что зло с сопровождающей его свитой преступлений и страданий не есть следствие материи, но есть, вероятно, мудрая схема морального правителя мира. Хотя подобная идея допустима для вас, воспитанного на губительном заблуждении христианства «пути Господни неисповедимы», для меня она совершенно невообразима. Должен ли я снова повторить, что лучшие Адепты исследовали Мир в продолжении тысячелетий и нигде не нашли такого макиавеллистического Изобретателя, но лишь повсюду тот же неизменный, неумолимый закон. Потому вы должны извинить меня, если я положительно отказываюсь терять время на такие детские рассуждения. Не «пути Господни», но скорее пути некоторых людей, очень умных во всем, за исключением одной слабости, непонятны мне.

Как вы говорите, это «ничего не значит» между нами лично. Но это значит много, если вы хотите учиться и предлагаете мне учить. Хоть убейте меня, не понимаю, как я могу передать вам то, что я знаю, как А, В, С, что есть такая скала, на которой тайны оккультной Вселенной, или по эту или по ту сторону завесы вкраплены, а вы неизменно мне противоречите a priori[8]. Мой дорогой брат, или мы что-то знаем, или ничего не знаем. В первом случае, какая вам польза от вашего обучения, раз вы думаете, что вы лучше знаете? Во втором случае – зачем вам терять время? Вы говорите, что ничего не значит, являются ли эти законы выражением воли разумного сознательного Бога, как вы думаете, или же составляют неизбежные атрибуты неразумного бессознательного «Бога», как я верю. Я говорю, что значит все, и так вы серьезно верите, что эти фундаментальные вопросы (о духе и материи, о Боге и Не боге) «находятся предположительно, за пределами нас обоих» – другими словами, что ни я, ни наши величайшие Адепты не знают больше вас, то чему же я вас в таком случае могу учить? Вы знаете, что для того, чтобы научиться читать, вам сперва следует заучить ваши буквы, и все же вы хотите узнать течение событий до и после Пралайи, о каждом событии здесь, на этой планете после начала нового цикла, именно, тайну, передаваемую только на одном из последних посвящений, как было сказано мистеру Синнетту, ибо письмо мое к нему о Планетных Духах было просто случайностью, вызванное одним из его вопросов. А теперь вы скажете, что я ускользаю от прямого ответа. Я беседовал с вами по второстепенным вопросам, но не объяснил вам всего, что вы хотите знать и о чем вы просили рассказать. Я «увертываюсь» как всегда. Простите, что я возражу вам, что ничего подобного нет. Существуют тысячи вопросов, на которые мне никогда не разрешат ответить, и увертыванием было бы, если бы я вам ответил иначе, как сейчас. Я говорю вам откровенно, вы не способны учиться, ибо ум ваш слишком наполнен, и нет ни одного свободного угла, откуда первоначальный жилец его не вылез бы и не начал выгонять нового пришельца. Потому я не исчезаю, но даю вам время поразмыслить и сделать вывод, а главное – хорошо усвоить данное вам ранее, прежде нежели вы ухватите что-либо другое. Мир силы есть мир Оккультизма и единственный, куда высочайшие Адепты погружаются для исследования тайн бытия. Следовательно никто, кроме этих посвященных, не может знать что-либо об этих тайнах. Руководимый своим Гуру (Учителем) ученик прежде всего открывает этот мир, затем его законы, затем их центробежную эволюцию в мир материи. Чтобы сделаться совершенным Адептом, требуются долгие годы, но, наконец, ученик делается властелином. Скрытое становится явным, тайна и чудо исчезли навсегда. Он видит, как направить силу в том или другом направлении, чтобы произвести желательные следствия. Тайные, химические, электрические или одические свойства растений, трав, кореньев, минералов, животной ткани так же обыкновенны для него, как перья ваших птиц для вас. Ни одно изменение в эфирных вибрациях не может ускользнуть от него. Он прикладывает свое знание и являет чудо! И он, который начал, отвергая всякую мысль о возможности чуда, тотчас же причислен к чудотворцам и либо почитаем глупцами как полубог, либо отвергаем еще большими глупцами как шарлатан! Чтобы показать вам, какова точность такой науки как оккультизм, дайте мне сказать вам, что способы, которыми мы пользуемся, все изложены для нас до мельчайших подробностей в своде уложений, в кодексе столь же старом, как и человечество, но каждый из нас должен начать с начала, а не с конца. Наши законы так же неизменны, как и законы Природы, и они были известны человеку и вечности прежде, нежели надменный боевой петух – современная наука – вылупился из яйца. Если я не дал вам modus operandi[9] или не начал с ложного конца, по крайней мере я показал вам, что мы строим нашу философию на опыте и выводе, если вы не предпочитаете подвергать сомнению и оспаривать этот факт, подобно всем остальным.

Учите прежде всего наши законы и воспитывайте ваши чувствования, дорогой Брат. Овладевайте вашими непроизвольными силами и развивайте в правильном направлении вашу волю и вы сделаетесь Учителем из ученика. Я не откажу дать то, на что я имею право. Только я должен был учиться пятнадцать лет до того, как подошел к доктрине о циклах и должен был сперва учиться более простым вещам. Но как бы то ни было и что бы ни случилось, я верю, что мы больше спорить не будем, что и бесполезно, и болезненно.
Ответить