Дмитрий Попов: как записывалось Учение Живой Этики
Дмитрий Попов: как записывалось Учение Живой Этики
Дмитрий Попов - действующий хранитель музея Роерихов в Нью-Йорке.
также он известен очень продолжительное время как автор предисловий ко множеству опубликованных книг на теософскую тематику в том числе.
в начале сентября он краткими постами в ФБ (facebook) начал выкладывать его собственную точку зрения на то, как записывалось Учение Живой Этики Роерихов.
для меня всегда оставался неясным вопрос: кто редактировал УЖЭ для публикации в первую очередь, и лишь во вторую - как оно записывалось.
автор ответил на оба эти вопроса.
здесь я буду делать копии авторских постов, начиная с 3 сентября 2023 года по одному для реплики.
:-)
также он известен очень продолжительное время как автор предисловий ко множеству опубликованных книг на теософскую тематику в том числе.
в начале сентября он краткими постами в ФБ (facebook) начал выкладывать его собственную точку зрения на то, как записывалось Учение Живой Этики Роерихов.
для меня всегда оставался неясным вопрос: кто редактировал УЖЭ для публикации в первую очередь, и лишь во вторую - как оно записывалось.
автор ответил на оба эти вопроса.
здесь я буду делать копии авторских постов, начиная с 3 сентября 2023 года по одному для реплики.
:-)
Re: Дмитрий Попов: как записывалось Учение Живой Этики
Дмитрий Попов Живая Этика Агни-йога
3 вересня ·
Обсуждение вопроса об истории появления Учения неожиданно активизировался теми, кто не может осознать того, что оно было воспринято НК, а роль ЕИ заключалась лишь в его аккуратном переписывании и подготовке книг к изданию. При чём эти люди в лице Светланы Поповой наконец-то попытались хоть как-то обосновать свою позицию.
Не думаю, что стоит отвечать на это где-то глубоко в ветках обсуждений. Поэтому лучше буду делать это в виде новых постов.
Re: Дмитрий Попов: как записывалось Учение Живой Этики
Дмитрий ПоповЖивая Этика Агни-йога
3 вересня ·
Светлана Попова пытается обосновать тезис о записи Учения Еленой Ивановной, ссылаясь на дневник З.Г.Фосдик.
Так ЗГ говорит о слышании ЕИ голосов членов Братства. Но ведь это само по себе ничего не значит.
А между тем, ЗГ ясно свидетельствует о принципиальной разнице дара и миссии НК и ЕИ.
Н.К.Рерих – «одиночный провод» – индивидуальная связь с М.М. (ДЗФ, 14.08.1928).
Е.И.Рерих – «пространственный провод» – зрительное и звуковое восприятие событий, происходящих на далёких расстояниях, вплоть до других планет. (Там же). Плюс индивидуальное прохождение по пути агни-йоги. (Уч., 25 и 29 февр. и 21 апр. 1928).
Так вот именно «одиночный провод» НК, давший ему индивидуальную связь с М.М. и дал ему возможность стать воспреемником Учения, когда он записывал или надиктовывал его параграфы.
ЕИ и сама свидетельствовала именно это: «Сейчас же Высокое Учение и Директивы даются через нас <…> Н.К.– великий дух, кристальной чистоты, ибо иначе он не мог бы пребывать в таком постоянном непосредственном Общении. И часто он говорит и пишет под Лучом Иерархии». (ПЕР к А.М.Асееву, 17.02.1934)
Что же касается голосов ЕИ, то достаточно заглянуть в тетради её духовного дневника «Огненный опыт», чтобы увидеть, что это всего лишь бессвязные обрывки, не имеющие отношения к записи Учения.
Re: Дмитрий Попов: как записывалось Учение Живой Этики
Дмитрий Попов Живая Этика Агни-йога
3 вересня ·
«Её [Е.И.Р.] миссия – это пространственный провод – доказать в физическом теле [возможность] сношений с дальними мирами. Редчайшая миссия. <…>
Н.К. – одиночный провод – сообщается с Учителем». (Дневник ЗФ, 14.08.1928)
Яснее ясного, правда?
Re: Дмитрий Попов: как записывалось Учение Живой Этики
Дмитрий Попов Живая Этика Агни-йога
3 вересня ·
Для начала определимся с кругом источников сведений:
Основной круг источников
материалов и сведений
– Каноническая серия книг Учения от «Листов сада Мории» до «Надземного», с дополнением «Цветов сада Мории», «Криптограмм Востока» и «Напутствия вождю». (Ссылки в соответствии с уже устоявшейся системой сокращений).
– Общий кодекс записей, делавшихся на регулярных коллективных сеансах и переписывавшихся Еленой Ивановной Рерих в общие тетради под общим названием «Учение» (Уч., дата). �Переписан ею в трёх вариантах, один из которых хранится в Америке (Амхерст-Колледж и Музей Николая Рериха), а два – в Москве (Музей Рерихов). Американский список (имеющий некоторые лакуны-утраты) опубликован в двух вариантах (оба издания сделаны под именнем Е.И.Рерих):
Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики. – 18 томов. – Москва: Прологъ (I-XI тт.), Вологда: Висмар, 2007-2011.
Рерих Елена. Листы дневника. М.М. / С примечаниями. – В 8-ми томах. – Москва: Руссанта, Прологъ, Дельфис, Музей Востока, 2006-2018.
– Духовный дневник Е.И.Рерих «Огненный опыт» (ОО, дата). Рукописи хранятся в Москве, в Музее Рернихов. Полностью опубликованы в виде скан-копий в сети Интернет.
– Записи сообщений от лица Мастера Мории, сделанные Е.И.Рерих. Первоначально назывались ею «Опыт мысленной передачи», но вскоре были переименованы ею в «Космическое сотрудничество» (КС, дата).
– Письма Н.К. и Е.И. Рерихов, как основных участников создания и комментаторов Учения. (Ссылки даются абревиатурой ПНР и ПЕР с добавлением адресата и даты).
– Дневники лиц, участвовавших в сеансах связи Рерихов с М.М., а также имевших возможность наблюдения со стороны, как то В.А.Шибаев (ДВШ, дата), З.Г.Фосдик (ДЗФ, дата), Э.Лихтман (ДЭЛ, дата), Н.В.Кордашевский (ДНК, дата).
Важное примечание:
Весь личный архив Е.И.Рерих (включая полные кодексы тетрадей «Учение», «Огненный опыт» и «Космическое сотрудничество») ныне хранится в Музее Рерихов (Москва) и полностью выложен в открытый доступ в виде сканкопий на его вебсайте – http://roerichsmuseum.ru/.../203-arkhiv ... erialy-e-i...
Значительная часть этих материалов оцифрована в текстовом виде и может быть найдена на вебсайтах различных рериховских организаций и групп:
https://urusvati.group
http://jezmmm.ru/.../arhiv-tetradej-sokrovennyh.../
Re: Дмитрий Попов: как записывалось Учение Живой Этики
Дмитрий Попов Живая Этика Агни-йога
4 вересня ·
Пройдём по персоналиям участников процесса восприятия и оформления Учения в соответствии с их значимостью в этом процессе:
Н.К.Рерих – «одиночный провод» – индивидуальная связь с М.М. (ДЗФ, 14.08.1928).
Основной восприемник всех посланий М.М. и главное – Учения как такового.
Постоянная связь Н.К.Рериха с М.М. и запись его духовных наставлений в виде вдохновенно поэтических посланий, сложенных белым стихом, началась уже с 1891 года. (Уч., 14.07.1921)
По словам Е.И.Рерих: «Сейчас же Высокое Учение и Директивы даются через нас <…> Н.К.– великий дух, кристальной чистоты, ибо иначе он не мог бы пребывать в таком постоянном непосредственном Общении. И часто он говорит и пишет под Лучом Иерархии. Но всё же книги эти не плод его сознания или подсознания (какое глупое, ничего не объясняющее определение!), ибо и я, и ближайшие сотрудники наши получаем эти страницы и они также входят в общую книгу». (ПЕР к А.М.Асееву, 17.02.1934).
Приём текстов Учения – от «Зова» до «Надземного», за исключением «Беспредельности» (в форме спиритической записи, автоматического письма или диктовки в состоянии вдохновенного транса) осуществлялся именно им. Лишь затем Е.И.Рерих аккуратно переписывала полученные тексты в толстые тетради, а также выписывала из них параграфы самого Учения, которые составляли книги.
Определительные эпитеты – Архат, Гуру. Эзотерические имена – Фуяма, Аллал-Минг, Акдордже.
Re: Дмитрий Попов: как записывалось Учение Живой Этики
Дмитрий Попов Живая Этика Агни-йога
4 вересня ·
Е.И.Рерих – «пространственный провод» – зрительное и звуковое восприятие событий, происходящих на далёких расстояниях, вплоть до других планет. (ДЗФ, 14.08.1928). Плюс индивидуальное прохождение по пути агни-йоги. (Уч., 25 и 29 февр. и 21 апр. 1928).
На неё же была возложена работа по обнародованию Учения, поскольку она «утвердила Учение своими огнями» (Уч., 14.07.1921): ведение полного кодекса делавшихся на сеансах записей, формирование рукописей книг, работа с издателями и переводчиками.
Переписка Е.И.Рерих с сотрудниками, друзьями и просто интересующимися составила огромный массив её толкований и комментариев к книгам Учения.
Кроме того Е.И.Рерих оставила подробный дневник своего личного психо-физического опыта «Огненный опыт», а также весьма обширный кодекс записей мысленных посланий от М.М. «Космическое сотрудничество», благодаря открывшемуся у неё во второй половине 1930-х годов дару.
Правда большую часть этих записей за первые несколько лет она уничтожила, предположительно под влиянием мужа. Но в последний год его жизни она возобновила эту запись и уже не прекращала до окончания своего жизненного пути.
Е.И.Рерих сама понимала, что по характеру принимаемых ею текстов читатели сочтут её сумасшедшей, и потому не делилась ими даже с ближайшими сотрудниками (ПЕР к З.Г.Фосдик, 23.02.1948, 26.10.1950). Но при этом она не оставляла усилий в попытках привести их в приемлемый вид.
Определительные эпитеты – Тара, Матерь Агни-Йоги. Эзотерическое имя – Урусвати (Свати).
Re: Дмитрий Попов: как записывалось Учение Живой Этики
Дмитрий Попов Живая Этика Агни-йога
5 вересня ·
Продолжим продвижение по персоналиям.
Ю.Н.Рерих – активный участник семейных сеансов. Имел дар записи высоких посланий методом автоматического письма, которым в начале 1920-х годов пользовался в том числе и самостоятельно, при проживании отдельно от родителей. Участвовал в создании автоматических рисунков. Во время длительного отсутствии Н.К.Рериха в Индии в связи с его поездкой в Америку для должной организации центральноазиатской экспедиции именно Ю.Н.Рерих заменил отца при проведении сеансов и осуществлял запись посланий, в том числе и параграфов Учения. То же повторилось и после смерти Н.К.Рериха, которая положила конец записи текстов «Надземного»: именно Ю.Н.Рерих несколько месяцев осуществлял запись посланий М.М., которые Е.И.Рерих переписывала в последнюю тетрадь кодекса «Учение».
Эзотерические имена – Удрая, Тимур.
Re: Дмитрий Попов: как записывалось Учение Живой Этики
Дмитрий ПоповЖивая Этика Агни-йога
5 вересня ·
В связи с тем, что некоторые из участников группы стали систематически проявлять чрезмерный фанатизм и нетерпимость, думается, что будет уместным посмотреть, что сказано о фанатизме у Учении и освещено в письмах ЕИ.
Для многих такие понятия, как подвижность и верность, кажутся противоположениями. Фанатики верности не допускают подвижности мышления, для них оно равняется измене. Но преданные подвижники полагают, что недвижный идол не может вести в будущее. (Надземное, 926)
Не удивляйтесь, если наиболее ярые и нетерпимые будут носить признаки как бы одержания. Всегда следует помнить, что фанатики и есть одержимые. (ПЕР-I, 14.06.1934)
Также именно изуверство и фанатизм последователей разрушают все основы, преподанные им Основателями и Учителями. Так было, так есть. (ПЕР-I, 24.06.1935)
Утрата понимания жизненного и ведущего понятия Учителя и породила, с одной стороны, хаотичность мышления и разнузданность нравов, с другой — позволила фанатикам насадить кумиров, заперев Величайших Учителей человечества за золочёную ограду, окружив Их недосягаемостью и утратившей всякий смысл параферналией. Так живая, сердечная связь с Миром Высшим была нарушена в силу возраставшей невежественности позднейших последователей.
…конечно, всякая фанатичность ужасна, ибо она есть порождение невежества и кончается изуверством. Она есть антипод истинной преданности и почитания. (ПЕР-II, 18.02.1936)
Только расширенный кругозор может исключить не только саморазрушительный застой, но и всякий фанатизм, будь то религиозный или революционный, и укажет планомерный путь эволюции. (ПЕР-II, 5.04.1938)
Re: Дмитрий Попов: как записывалось Учение Живой Этики
Дмитрий Попов Живая Этика Агни-йога
8 вересня ·
Продолжаем:
Ю.Н.Рерих – активный участник семейных сеансов. Имел дар записи высоких посланий методом автоматического письма, которым в начале 1920-х годов пользовался в том числе и самостоятельно, при проживании отдельно от родителей. Участвовал в создании автоматических рисунков. Во время длительного отсутствии Н.К.Рериха в Индии в связи с его поездкой в Америку для должной организации центральноазиатской экспедиции именно Ю.Н.Рерих заменил отца при проведении сеансов и осуществлял запись посланий, в том числе и параграфов Учения. То же повторилось и после смерти Н.К.Рериха, которая положила конец записи текстов «Надземного»: именно Ю.Н.Рерих несколько месяцев осуществлял запись посланий М.М., которые Е.И.Рерих переписывала в последнюю тетрадь кодекса «Учение».
Эзотерические имена – Удрая, Тимур.
С.Н.Рерих – активный участник семейных сеансов. Дара записи высоких посланий не имел, но участвовал в создании автоматических рисунков. Когда с конца 1930-х годов Н.К.Рерих полностью перешёл на принятие посланий М.М. в виде текстов книги «Надземное», которые он надиктовывал вслух в трансовом состоянии сознания, С.Н.Рерих по меньшей мере участвовал в записи с его голоса. Отдельные примеры сделанных его рукой первоначальных скорописных записей хранятся в архиве Музея Рерихов (Москва).
Эзотерические имена – Люмоу, Хирам, Салим.