12 нидан и другие концепции Буддизма

Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 3188
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

12 нидан и другие концепции Буддизма

Сообщение Вэл »

реплика для инициации темы.

вот так цепь причинности сформулирована в Письмах Махатм:
Читайте Махаваггу и старайтесь понять не предубежденным западным умом, а духом интуиции и истины, что полностью Озаренный говорит в первой Кхандхака. Позвольте мне для вас перевести: «В то время Благословенный Будда был в Урувелле на берегах реки Неровигара, когда Он отдыхал под Бодхи Деревом Мудрости после того, как он стал уже Самбуддха, и в конце седьмого дня сосредоточив свой ум на цепи причинности, сказал так: из Невежества происходят самкхары тройной природы – продукции тела, речи и мыслей. Из самкхар происходит сознание, из сознания происходит название и форма, из этого происходит шесть сфер (шесть чувств, седьмое принадлежность озаренных); от них происходит соприкасание, и из него происходит ощущение; из этого происходит жажда (или Желание, Кама, Танха), из жажды – привязанность, существование, рождение, старость и смерть, печаль, сетование, страдание, уныние и отчаяние. Опять посредством уничтожения невежества уничтожаются санкхары и их сознание, название и форма, шесть сфер, соприкасание, ощущение, жажда, привязанность (эгоизм), существование, рождение, старость, смерть, печаль, сетования, страдания, уныние и отчаяние. Таково прекращение всего этого множества страдания».

Зная это, Благословенный произнес следующие торжественные слова: «Когда истинная сущность вещей становится ясной медитирующему Бикшу, тогда исчезают все его сомнения, так как он узнал, какова эта сущность и что является ее причиной. Из невежества происходит все зло. Из знания приходит прекращение всего этого множества несчастий, и тогда медитирующий Брахман рассеивает полчища Мары подобно солнцу, освещающему небо».

Медитация здесь обозначает сверхчеловеческие (не сверхъестественные) свойства или архатство в его высочайших и духовных силах.

Переписано в Симле 28 сентября 1882 г.
Аватара пользователя
Frithegar
Reactions:
Сообщения: 403
Зарегистрирован: 25 мар 2024, 08:20

Re: 12 нидан и другие концепции Буддизма

Сообщение Frithegar »

Прежде чем рассматривать 12 нидан (причин), надо задать совершенно необходимый вопрос: эта цепь причин, она ЧТО или КТО? С чем ее можно сравнить? С проезжающим мимо МЕНЯ, стороннего наблюдателя поездом из 12-ти вагонов, или же Я сам сижу в этом поезде? Являюсь этим поездом? Давайте ответим сначала на этот вопрос: это КТО или ЧТО?

Вот Невежество, это кто или что? Чувства, жажда их удовлетворить, что порождает Существование (бхаву), это Я? Это мое? Или вообще никак не связанный со мной внешний процесс?
Аватара пользователя
Frithegar
Reactions:
Сообщения: 403
Зарегистрирован: 25 мар 2024, 08:20

Re: 12 нидан и другие концепции Буддизма

Сообщение Frithegar »

Я просто напомню, что именно прекращение этой цепи из 12-ти Нидан - это путь к освобождению, который описывает Будда (в 12-м разделе Самьютта Никайи, под названием "нидана самьютта"). К освобождению от чего? Или кого, какого состояния моего Я?
Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 3188
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: 12 нидан и другие концепции Буддизма

Сообщение Вэл »

Frithegar писал(а): 27 мар 2024, 08:55 Я просто напомню, что именно прекращение этой цепи из 12-ти Нидан - это путь к освобождению, который описывает Будда (в 12-м разделе Самьютта Никайи, под названием "нидана самьютта"). К освобождению от чего? Или кого, какого состояния моего Я?
тут логика проста и прямо выписана.

:-)

освобождением Я (человеческой индивидуальности) от _невежества_ путём обретения _знания_.

цепь причинности в связи человеческой индивидуальностью существует в каждое мгновение и представляет собой постоянный динамический комплексный процесс с вовлечением всех 12 причин одновременно. и эти 12 причин активны всегда до тех пор, пока Я не станет полностью знающим.

:-)
Аватара пользователя
Frithegar
Reactions:
Сообщения: 403
Зарегистрирован: 25 мар 2024, 08:20

Re: 12 нидан и другие концепции Буддизма

Сообщение Frithegar »

Вэл писал(а): 27 мар 2024, 08:23вот так цепь причинности сформулирована в Письмах Махатм
И я сразу скажу, что я теософ, пришедший в Буддизм. После того как годами и десятилетиями читал эту книгу, вместе с Тайной Доктриной. Мне стало нужно посмотреть именно первоисточники буддизма. Пришел в ужас, как теперь это трактуется. И именно теософия уберегает от ошибок.
Аватара пользователя
Frithegar
Reactions:
Сообщения: 403
Зарегистрирован: 25 мар 2024, 08:20

Re: 12 нидан и другие концепции Буддизма

Сообщение Frithegar »

Вэл писал(а): 27 мар 2024, 09:22 цепь причинности в связи человеческой индивидуальностью существует в каждое мгновение
Не все так просто. Если Вы посмотрите на эту цепь, то увидите, например, связку органов чувств (глаза, уши, нос..) и контакта их с внешними объектами. Для глаза - это видимое, для уха - слышимое, для носа - обоняемое ... Так вот, с точки зрения Будды органы чувств и их объекты, они взялись не просто так. А по какой-то причине. И сами они - это непосредственная причина уже чувств, ощущений боли или удовольствия. Понимаете? И можно ведь себе представить, что до рождения в теле нет органов чувств, следовательно нет и их объектов. Что же тогда заставляет рождаться человека в следующий раз? И как выглядит этот "человек", если у него нет тела с его органами и рецепторами восприятия?

Это один вопрос, когда человек УЖЕ попал в Колесо Сансары. И перерождается тут в нем. Но Будда ставит вопрос еще шире! Вопрос такой: а как человек вообще попадает в Колесо Сансары? И если он как-то сюда попал и перерждается в нем, то есть же путь и выхода из этого Колеса? 12 Нидан - это именно об этом. Достижение Нирваны. Или на языке пали Ниббаны.
Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 3188
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: 12 нидан и другие концепции Буддизма

Сообщение Вэл »

Frithegar писал(а): 27 мар 2024, 09:37
Вэл писал(а): 27 мар 2024, 08:23вот так цепь причинности сформулирована в Письмах Махатм
И я сразу скажу, что я теософ, пришедший в Буддизм. После того как годами и десятилетиями читал эту книгу, вместе с Тайной Доктриной. Мне стало нужно посмотреть именно первоисточники буддизма. Пришел в ужас, как теперь это трактуется. И именно теософия уберегает от ошибок.
:-)

у меня такое подозрение, что правильного толкования нет даже в первоисточниках буддизма (экзотерического).
Аватара пользователя
Frithegar
Reactions:
Сообщения: 403
Зарегистрирован: 25 мар 2024, 08:20

Re: 12 нидан и другие концепции Буддизма

Сообщение Frithegar »

Вэл писал(а): 27 мар 2024, 09:22 и эти 12 причин активны всегда до тех пор, пока Я не станет полностью знающим.

:-)
Как это ни странно, но знающими мы становимся тоже не без причины)) А по какой-то основной причине. И эта причина, основная причина - она та же, которая поддерживает всю "патичча самуппаду" - это самое "зависимое возникновение", как это не совсем правильно переводят.
Аватара пользователя
Frithegar
Reactions:
Сообщения: 403
Зарегистрирован: 25 мар 2024, 08:20

Re: 12 нидан и другие концепции Буддизма

Сообщение Frithegar »

Вэл писал(а): 27 мар 2024, 09:51 у меня такое подозрение, что правильного толкования нет даже в первоисточниках буддизма (экзотерического).
Давайте попробуем разобраться. Если это ощущается как нужное и полезное, можно об этом поговорить. То, что ведёт в сторону улучшения. Мы можем мыслить только в сторону улучшения всегда. Закон личного, прежде всего, мышления. Мы не можем сознательно мыслить себе во вред. Только от глупости и невежества.
Аватара пользователя
Frithegar
Reactions:
Сообщения: 403
Зарегистрирован: 25 мар 2024, 08:20

Re: 12 нидан и другие концепции Буддизма

Сообщение Frithegar »

Могу сказать, что значительная часть разгадки и ключа ко всей цепи нидан лежит во второй нидане. В этих самых санкхарах. Что это такое? Личная воля. Моя воля, по которой я хочу изменить что-то для самого себя. И моя воля - она отличается от других воль. Понимаете суть? Описание чего именно дает Будда? Описание развития САМОСТИ. Эгоизма. Который надо переплавить во что-то более высшее. Из заблуждающегося Манаса подняться до мудрости Буддхи.