https://news.zerkalo.io/cellar/23242.html
Путин открыто восхищается идеологом русского фашизма. Рассказываем, о ком идет речь
5 октября 2022 в 11:48
«Зеркало»
Владимир Путин 30 сентября подписал договор о включении захваченных украинских территорий в состав России. Свою речь он завершил цитатой философа Ивана Ильина, которого назвал «настоящим русским патриотом». Все бы ничего, но речь идет об идеологе русского фашизма, который открыто восхищался Адольфом Гитлером. Рассказываем об этом человеке и влиянии его идей на Путина (российский президент далеко не впервые обращается к этому автору).
Краткая биография: жизнь в четырех странах и «философский пароход»
Биографию Ивана Ильина можно четко разделить на несколько периодов.
Первый — достаточно спокойная академическая карьера в дореволюционной России. Уроженец Москвы, Ильин окончил местную Первую гимназию, которая считалась лучшей в городе, и юридический факультет МГУ, но уже в молодости заинтересовался философией. Читал крупнейших немецких мыслителей — от Канта до Гегеля — в оригинале (мать была немкой, так что на немецком, вероятно, разговаривали дома), два года стажировался в университетах самой Германии. Вернувшись домой, стал преподавателем в МГУ, а уже после революции 1917-го защитил диссертацию по Гегелю, стал профессором.
Второй период — непродолжительная жизнь в бурлящей советской России. После прихода к власти большевиков Ильина несколько раз арестовывали, обвиняя оппозиционного философа в антисоветской деятельности. Но ему повезло. Времена еще были «либеральные», поэтому Ильина в 1922-м вместе с другими представителями интеллигенции выслали из России на так называемом философском пароходе. В реальности под последним термином объединили пять рейсов, на которых из страны выслали 81-го представителя интеллигенции, а также членов их семей. «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно», — заявил в интервью один из инициаторов этой операции Лев Троцкий. Не прошло и десяти лет, как его самого выслали за границу, где позже и убили.
Третий период жизни Ильина прошел в Германии (1922−1938), где он большую часть времени работал в берлинском Русском научном институте, где стал деканом юридического факультета. Также он организовал работу Религиозно-философской академии и философского общества при ней. Несмотря на публичное восхищение нацистами (об этом мы расскажем ниже), те не оценили его старания: уволили с должности и вызывали на допросы.
Последний, четвертый, период Ильин провел в нейтральной Швейцарии, где философ пережил Вторую мировую. Первоначально его не хотели туда пускать — помогло лишь вмешательство прославленного композитора и пианиста Сергея Рахманинова, внесшего сумму денег за Ильина и таким образом гарантировавшего его проживание. Швейцарские власти потребовали, чтобы «мыслитель» не занимался политикой. Поэтому большую часть времени он писал «в стол» — работы философа были опубликованы уже после его смерти.
Скончался идеолог русского фашизма в 1954-м.
Возвращение: надгробия от Путина и популярность среди российских элит
После смерти Ильина на долгие годы забыли. На Западе его творчество мало кого интересовало, а в СССР имя бескомпромиссного борца с коммунизмом оставалось под запретом. Горбачевская гласность и свободные девяностые мало что изменили: Ильин вошел в академическую повестку (вышло его 28-томное собрание сочинений), но остался неизвестным широкому кругу людей. Все изменилось в нулевые годы, когда Ильина неожиданно стала цитировать российская элита (и продолжает поступать так до сих пор): от придворного режиссера Никиты Михалкова до патриарха Кирилла. Причина проста: на взгляды философа стал опираться Владимир Путин.
«По словам одного из ближайших помощников, Путин очень много думал о традиционных русских ценностях: „Именно ценностях, а не особом русском пути — путь, по его мнению, у всех один, все равно надо строить капитализм“. Основным источником его размышлений были труды философа Ивана Ильина. Исходя из его работ, Путин формулировал основные ценности русского человека так: Бог, семья и собственность», — писал Михаил Зыгарь в книге «Вся кремлевская рать».
В 2005-м прах философа перезахоронили в России на кладбище Донского монастыря. Его «соседями» стали белый генерал Антон Деникин и писатель Иван Шмелев. Позже рядом с ними похоронили и нобелевского лауреата Александра Солженицына. В 2009-м Путин, тогда премьер (в паузах между президентскими сроками), возложил цветы на их могилы. Сопровождавшему его архимандриту Тихону он признался, что часто перечитывает книгу «Что сулит миру расчленение России» (о ней ниже). По словам Путина, в этой работе философ предостерегал, что «раздел великой страны неминуемо приведет к катастрофе». Ильина и трех других деятелей премьер назвал «государственниками».
Затем Тихон заявил журналистам, что ранее, еще до визита, Путин увидел плохое состояние надгробий, поручил изготовить новые и лично вместе с патриархом утвердил их эскизы. Затем он якобы даже оплатил памятники за свои деньги.
Неудивительно, что в 2006-м библиотеку Ильина по инициативе Путина возвратили в Россию и передали в МГУ. На одном из зданий этого университета в честь философа установили мемориальную доску, в Екатеринбурге — памятник. Цитаты и тексты из произведений Ильина широко используются как задания для школьного Единого государственного экзамена (аналог белорусского ЦТ). А сам российский президент неоднократно цитировал Ильина в своих выступлениях.
«Дух русских фашистов — патриотический, волевой и активный»
Характеристика Ильина как «идеолога русского фашизма» — далеко не наша придумка. В 1928-м философ назвал свою статью «О русском фашизме». Она вышла в журнале «Русский колокол», издание которого организовал сам Ильин.
«За последние десять лет рыцарственное движение, которое во всем его мировом объеме следует обозначить как белое движение, завязывается, крепнет и развертывается в самых различных странах и под различными наименованиями. Впервые оно началось у нас в России (в конце 1917 года), где оно по необходимости сразу получило военную организацию и вылилось в форму междоусобной войны. Вслед за тем оно зародилось в Германии, в Венгрии и в 1919 году — в Италии, здесь оно после трехлетней организационной подготовки и нескольких героических столкновений овладело государственным аппаратом и создало так называемый „фашистский“ режим. Этот политический успех заставил наших современников говорить и думать о фашистском „методе“ (т.е. о верном способе) борьбы с большевицкой заразой, и вызвал организационные подражания в других странах (Франция, Англия, Чехословакия)», — писал Ильин.
По его словам, белое движение включало в себя и фашизм: «Белое движение в целом — гораздо шире фашизма и по существу своему глубже фашизма. Или, если угодно: белое движение есть родовое понятие, а фашизм есть видовое понятие». К последнему Ильин относился с восхищением: «Русское белое движение возникло слишком поздно и должно было принять гражданскую войну, начатую большевиками; но итальянское белое движение сложилось своевременно и могло избавить свою страну от гражданской войны. Однако белым итальянцам (фашистам) пришлось все же решиться на восстание, и только благодаря исключительному такту Муссолини и его величества короля это восстание не превратилось в революцию, а стало высочайше узаконенным переворотом», — отмечал российский философ.
Речь шла о государственном перевороте, после которого в стране были запрещены демократические партии, отменены гражданские свободы и утвердился авторитарный режим.
Ильин не переставал хвалить итальянского диктатора, позже отправившего войска против СССР во время Второй мировой войны: «Италия спаслась именно своими небольшими размерами (наверное, лишь по сравнению с Российской империей. — Прим. ред.) и бесспорной единственностью вождя, в котором соединились патриотическая идейность, замечательная политическая интуиция, властная воля, умение выбирать людей и чувство меры и такта».
И дальше: «Фашизм есть спасительный эксцесс патриотического произвола. <…> Когда государству грозит гибель, особенно от морального и политического разложения массы; и когда наличная государственная власть оказывается безвольной, или бездарной, или со своей стороны дезорганизованной и деморализованной — то спасение состоит именно в том, чтобы патриотическое меньшинство в стране, белое по духу и волевое по характеру, сорганизовалось, взяло власть в свои руки и осуществило бы все то, что необходимо для отрезвления массы и для спасения родины».
«Дух русских фашистов — патриотический, волевой и активный; не для осуждения этого духа я взялся за перо. Но для того, чтобы сказать моим белым братьям, фашистам: берегитесь беспочвенной зарубежной „политики“! Она таит в себе опасность разложения и утраты белого духа», — завершал статью Ильин.
«В Германии пришли к власти крайние расисты, антисемиты — эти суждения или поверхностны, или близоруки»
На похвалах Муссолини мыслитель не остановился. В 1933-м он приветствовал приход к власти Адольфа Гитлера.
«Я категорически отказываюсь расценивать события последних трех месяцев в Германии с точки зрения немецких евреев, урезанных в их публичной правоспособности, в связи с этим пострадавших материально или даже покинувших страну. Я понимаю их душевное состояние; но не могу превратить его в критерий добра и зла, особенно при оценке и изучении таких явлений мирового значения, как германский национал-социализм», — утверждал Ильин в статье «Национал-социализм. Новый дух».
Статья была написана в мае 1933-го. Гитлер пришел к власти в январе. В феврале того же года случился поджог Рейхстага (совершенный, по одной из версий, самими нацистами), после чего в стране начали «закручивать гайки». Были ограничены возможности для митингов, нацисты получили возможность отправлять своих противников в концлагеря без суда и следствия, запрещены крупные коммунистическая и социал-демократическая партии, правительство получило возможность принимать законы (ранее эту возможность имел только парламент), причем они могли не соответствовать Конституции. Фактически, в Германии была установлена диктатура.
Но Ильин трактовал эти события по-другому. «То, что происходит в Германии, есть огромный политический и социальный переворот. <…> Это есть реакция на годы послевоенного упадка и уныния: реакция скорби и гнева. Когда и где такая борьба обходилась без эксцессов?»
По мнению одного из любимых философов Путина, Гитлер «остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе». Фюрер и его друзья «сделают все, чтобы использовать [отсрочку] для национально-духовного и социального обновления страны».
«До сих пор европейское общественное мнение все только твердит о том, что в Германии пришли к власти крайние расисты, антисемиты; что они не уважают права; что они не признают свободы», — возмущался Ильин и добавлял: «Вряд ли нам удастся объяснить европейскому общественному мнению, что все эти суждения или поверхностны, или близоруки и пристрастны. Но постараемся же хоть сами понять правду. Итак, в Германии произошел законный переворот. Германцам удалось выйти из демократического тупика, не нарушая конституции. Это было <…> легальное самоупразднение демократически-парламентского строя. И в то же время это было прекращением гражданской войны, из года в год кипевшей на всех перекрестках».
Судьба белорусов — быть младшим братом?
В 1950-м Ильин написал брошюру «Что сулит миру расчленение России», которую так любит читать Путин (по его собственному признанию). Ничего удивительного тут нет: философ выступал против прав наций, входивших в состав Российской империи, на самоопределение и независимость.
«Россия есть не случайное нагромождение территорий и племен и не искусственно слаженный „механизм“ „областей“, но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся ОРГАНИЗМ, не подлежащий произвольному расчленению (здесь и далее — выделено Ильиным. — Прим. ред.). Этот организм есть географическое единство, части которого связаны хозяйственным взаимопитанием; этот организм есть духовное, языковое и культурное единство, исторически связавшее русский народ с его национально младшими братьями».
Роль народов бывшей империи — в том числе и белорусов — быть младшими братьями. Аргументация у философа следующая: «Никогда и нигде племенное деление народов не совпадало с государственным». Мол, всегда были малые народы и племена, не способные к государственности. Например, среди них Ильин называет армян — народ «темпераментный и культурно-самобытный, но не государственный».
«Многие малые племена только тем и спаслись в истории, что примыкали к более крупносильным народам, государственным и толерантным: отделить эти малые племена значило бы — или передать их новым завоевателям и тем окончательно повредить их самобытную культурную жизнь, или погубить их совсем, что было бы духовно разрушительно, хозяйственно разорительно и государственно нелепо», — утверждает идеолог русского фашизма.
Что же ждет Россию в случае ее разделения? «В нашу эпоху в этот процесс будет втянута вся Вселенная. Территория России закипит бесконечными распрями, столкновениями и гражданскими войнами, которые будут постоянно перерастать в мировые столкновения». При этом державы всего мира «будут вкладывать свои деньги, свои торговые интересы и свои стратегические расчеты в нововозникшие малые государства; они будут соперничать друг с другом, добиваться преобладания и „опорных пунктов“; мало того, выступят империалистические соседи, которые будут покушаться на прямое или скрытое „аннексирование“ неустроенных и незащищенных новообразований (Германия двинется на Украину и Прибалтику, Англия покусится на Кавказ и на Среднюю Азию, Япония — на дальневосточные берега и т.д.)», — предсказывал философ, и отголосок его прогнозов можно услышать в нынешних речах Путина.
А единственный выход по Ильину — не выпускать народы бывшей империи на свободу, что Владимир Путин и пытается сделать в данный момент.