Вэл писал(а): ↑31 авг 2024, 05:56я ранее в другой теме уже цитировал кое-что сказанное ЕПБ:
в третьем томе ТД Блаватской в одной из статей она задаёт риторический вопрос:
Но кто читал первоначальную книгу по дус-кьи хорло, переписанную Цонкапой, с его комментариями? Принимая во внимание, что этот великий реформатор сжёг все книги по колдовству, какие только попали в его руки, в 1387 году, и что он оставил целую библиотеку своих собственных трудов (из которых даже одна десятая часть ещё никогда не публиковалась) ...?
«Он» означает «дус-кьи хорло» или тибетский мистицизм. Система, столь же древняя, как человек, известная в Индии и практиковавшаяся там ещё до того, как Европа стала континентом, как нам говорят, «впервые стала известной» только девять или десять веков тому назад! Текст его книг в его нынешнем виде мог «возникнуть» даже ещё позднее, так как имеются многочисленные такие тексты, в которые школы вносили свои самовольные изменения, соответствующие их фантазиям.
Священные» книги Дус-Кьи Хорло («Цикл Времени»). См. «Jour. of As. Soc. Bengal», II, 57. Со времени реформы Цонкапы эти книги были оставлены сиккимским дугпам.
Цонкапа не переписывал Калачакра-тантру и не писал на нее комментариев. В целом он не отметился своим отношением к Калачакра-тантре за одним небольшим исключением. Главная школа, которая являлась хранителем учения Калачакры в Тибете - Джонанг-па была гонима со времен Далай ламы V (наследик линии преемственности Цонкапа) и в Центральном Тибете она практически прекратила своё существование, но сохранилась доныне в некоторых провинциальных удаленных от Лхасы районах Тибета, а также в Непале.
Кого действительно могла бы иметь ввиду ЕПБ указывая на учение Калачакры в Тибете - это Долпопа. Но Цонкопа и Долпопа по сути были антагонисты. Между тем именно взгляды Долпопа в большей степени соответствуют тем, которые описывает ЕПБ в Тайной Доктрине и других своих трудах.
Цонкапа придерживался взглядов Прасангика-Мадъямаки о природе Ан-атмана (отсутствию "Я"). А вот Долпопа утверждает "Я" как принцип Ахам. Долпопа рассуждает, что от Ахам невозможно избавиться - даже в Нирване. Отказываясь от одной самоиндентификации и самосущности мы оказываемся поглощены другой - более высокого плана. Таким образом, он дает обоснование в рамках буддизма существованию Логоса и Монады. Пожалуй только у Долпопа в буддизме можно найти такое мощное обоснование существованию Монады. А вот Цонкапа отрицал существование Монады и яростно нападал на Долпопа, запрещая его Учение как имеющее влияние Веданты на буддизм.
Для Цонкапа теософские взгляды ЕПБ были бы ересью. Тогда как Долпопа напротив - остался бы высокого мнения о ней.
Ранее мне казалось странным, что ЕПБ нигде не упоминает ни Долпопа, ни его ученика Таранатху. Но теперь, полагаю, причина весьма проста - она не знала настоящей истории тибетского буддизма и порой фантазировала на этот счет. Что в общем-то не удивительно. На конец 19-го века Тибет оставался практически не изучен учеными.