Божественный дух музыки.

Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 3187
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: Божественный дух музыки.

Сообщение Вэл »

Макс писал(а): 03 янв 2024, 16:31 Так все же из какого плана исходит музыка, буддхического или кама-манасического?
хороший вопрос.

:-)

может исходить из того и из другого. но с "божественным духом" только из первого, потому что подразумевает ритмическое, гармоническое и мелодическое совершенство.

я вспомнил, что у Лоренси в его Гилозоике есть кое-что про музыку в нескольких местах. в одном из них сказано так (перевод на русский - гугл):
Спойлер
<sup>28</sup>Музыка имеет свою сферу внутри эмоциональной сферы, и ее средствами выражения являются ритм, гармония и мелодия. Раздор эстетически допускается как усиление гармонии.

<sup>29</sup>Музыка чисто субъективна, хотя и не индивидуально, а коллективно субъективна. Это бессловесный эмоциональный язык национальной, расовой души. И это не надо переводить. Сделав его чем-то, что может быть воспринято разумом, введя «объективные музыкальные картины»; с условными интерпретациями — это буря, дождь, ветер, затишье после бури, восход солнца, болотистый пейзаж и т. д. во все большем, казалось бы, бесконечном объеме — они увели музыку из ее собственной сферы в сферу условностей, непостижимую для непосвящённых. Введя музыку условностей, они отказались от собственно сферы музыкальных эмоций и увели музыку в мир разума и размышлений, где ей не место. «Музыкальные картинки» поэтому в целом обречены на провал. Музыка не может изобразить саму грозу, это гигантское явление природы, едва ли может вызвать те же чувства, что и гроза, и, как правило, не может даже создать понимания тех чувств, которые вызывает гроза. То же самое относится и к музыкальной драме. Драматическая музыка не действует, не может передать смысла действия, едва ли даже чувств действующих лиц, но возбуждает в нас индивидуально-субъективные чувства. В этой музыкальной области также необходимы условности для понимания, хотя правда и то, что драматическое действие несколько облегчает понимание этих условностей.

<sup>30</sup>Ближе всего к музыке относится лирика, поскольку в ней излишни условности. Однако музыкальное чувство и лирическое чувство не сливаются, а образуют два параллельных эмоциональных потока, способных усиливать друг друга.

<sup>31</sup>О современном так называемом музыкальном искусстве мало что можно сказать. Атонализм, шум и гам — это не музыка. Крик, писк, вой, рев, скуление, кукареканье, плач – это не пение.

<sup>32</sup>Пение под полный оркестр разрушает благозвучие, если голос не становится инструментом среди других и тогда ни в коем случае не доминирует. Эксперименты с новыми видами техники пения обычно сбивали его с пути.

<sup>33</sup>Музыка требует все новых форм и имеет слишком большую тенденцию закрепляться в традиционных формах. Подобно тому, как чувство музыки по своей природе восторженно. Рапсодии Листа были отчаянным протестом гения против тиранических разделений и разделов, против тех условно, «логических» расколов. строили симфонии с их предписанными движениями. Пот-пурри, над которым насмехаются «знатоки», часто являются самой приятной формой «симфонии». к непредвзятому уму, то есть не к чрезмерно образованному или традиционализированному уму. Реформаторам предстоит проделать большую работу во всех областях музыки. Опера с речевым диалогом в классическом стиле имеет, вероятно, новые перспективы. В настоящее время оперетты, богатые мелодиями, часто в музыкальном отношении превосходят оперы. Возможны, пожалуй, и рапсодические симфонии, продолжающиеся без движений, возможно, с чертами лирического пения, в которых голос или голоса сливаются с инструментальной музыкой.

<sup>34</sup>Мелодия — сердце музыки. Любой музыкальный плотник может научиться контрапунктическому ремеслу теоретической музыки. Однако гениальные мелодии являются произведением вдохновения и достаются не каждому. Как обычно, художественная неспособность превращает недостаток в добродетель.

<sup>35</sup>Нам нужен обновитель музыкального искусства, тот, кто заставит гармоничные ноты окутывать чудесные мелодии в свободные формы, кто заставит мелодию занять подобающее ей место в великих произведениях, кто заставит мелодию выполнить центральную задачу благодаря ей. Мелодия в ее оркестровом исполнении, когда она достигает своей высшей точки, также знаменует собой вершину музыкального искусства. Техника оркестровки производит самое сильное впечатление, когда определенный инструмент создан так, чтобы отчетливо подчеркивать мелодию, в то время как другие инструменты следуют своим собственным последовательностям нот, призванным сплести, подобно прекрасной чеканной работе, подходящий узор тонов вокруг мелодии, монограмма.

=======================

Music has its own sphere within the emotional sphere, and its means of expression are rhythm, harmony, and melody. Discord is aesthetically allowed as enhancing harmony.

<sup>29</sup>Music is purely subjective, albeit not individually but collectively subjective. It is the wordless emotional language of the national, racial soul. And it must not be translated. By making it something that can be apprehended by reason, by introducing "objective musical pictures" with conventional interpretations — this is supposed to be storm, rain, wind, calm after storm, sunrise, moor landscape, etc. in ever greater, seemingly endless extent — they have led music away from its proper sphere into one of convention incomprehensible to the uninitiated. Introducing music of convention they have abandoned the proper sphere of musical emotion and led music into a world of reason and reflection where it does not belong. "Musical pictures" are therefore on the whole doomed to failure. Music cannot paint the very thunderstorm, that gigantic natural phenomenon, can hardly evoke the same feelings as a thunderstorm, and as a rule cannot even create understanding of the feelings a thunderstorm arouses. The similar is true of musical drama. Dramatic music does not act, cannot represent the import of an action, hardly even the feelings of the persons acting, but arouses in us individually subjective feelings. Also in this musical domain conventions are necessary to understanding, although it is true that dramatic action makes it somewhat easier to understand these conventions.

<sup>30</sup>Nearest related to music is lyric poetry, since conventions are unnecessary in it. Musical feeling and lyric feeling do not merge, however, but form two parallel emotional currents that can strengthen one another.

<sup>31</sup>There is little to say of modern so-called musical art. Atonalism, noise and din are not music. Shouting, squeaking, howling, roaring, whining, crowing, wailing are not singing.

<sup>32</sup>Singing to a complete orchestra destroys euphony if the voice is not made an instrument among the others and then by no means dominates. The experiments made with new types of singing technique have usually led it astray.

<sup>33</sup>Music requires ever new forms and has too great a tendency to become set in traditional forms. Like feeling music is by nature rhapsodical. Liszt's rhapsodies were the desperate protest of genius against tyrannical divisions and partitions, against those conventionally, "logically" constructed symphonies with their prescribe movements. Pot-pourris, sneered at by "connoisseurs", are often the most enjoyable form of "symphony" to an unprejudiced mind, thus not an overeducated or conventionalized mind. There is much work to be done by reformers within all domains of music. Opera with speech dialogue in classical style has probably new prospects. As it is now, operettas, being rich in melodies, often are musically superior to operas. Rhapsodical symphonies, continuing without movements, possibly with features of lyric singing, in which the voice or voices merge with the instrumental music, are perhaps possible too.

<sup>34</sup>Melody is the heart of music. Any musical carpenter can learn the contrapuntal handicraft of theoretical music. The melodies of genius, however, are the work of inspiration and do not fall to everybody's lot. As usual, artistic inability makes a virtue of deficiency.

<sup>35</sup>We need a renewer of musical art, one who will make harmonious notes enwrap wondrous melodies in free forms, who will make melody assume its rightful place in the great works, who will make melody fulfil the central task due to it. The melody in its orchestral setting, when at its highest point, also marks the acme of musical art. The technique of orchestration makes its strongest impression when a certain instrument is made to emphasize the melody distinctly, while the other instruments pursue their own successions of notes, intended to weave, like a fine piece of chased work, a congenial pattern of tones round the monogram.
в качестве примера. саундтрек (песня) из фильма "Гладиатор", где Лиза Джерард поёт на несуществующем (вероятно) языке.
Спойлер
Аватара пользователя
Макс
Reactions:
Сообщения: 146
Зарегистрирован: 31 авг 2023, 20:06

Re: Божественный дух музыки.

Сообщение Макс »

Вэл писал(а): 04 янв 2024, 11:56
Макс писал(а): 03 янв 2024, 16:31 Так все же из какого плана исходит музыка, буддхического или кама-манасического?
хороший вопрос. может исходить из того и из другого. но с "божественным духом" только из первого, потому что подразумевает ритмическое, гармоническое и мелодическое совершенство.
Ясно, интересно, а ритмическое, гармоническое и мелодическое совершенство разве не может быть в кама-манасической композиции?
Вэл писал(а): 04 янв 2024, 11:56в качестве примера. саундтрек (песня) из фильма "Гладиатор", где Лиза Джерард поёт на несуществующем (вероятно) языке.
Да, действительно трогательная композиция, а если мы возьмем например Вивальди "Времена года"? Какой возможен пример кама-манасической композиции из классики?
Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 3187
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: Божественный дух музыки.

Сообщение Вэл »

Макс писал(а): 04 янв 2024, 14:46
Вэл писал(а): 04 янв 2024, 11:56
Макс писал(а): 03 янв 2024, 16:31 Так все же из какого плана исходит музыка, буддхического или кама-манасического?
хороший вопрос. может исходить из того и из другого. но с "божественным духом" только из первого, потому что подразумевает ритмическое, гармоническое и мелодическое совершенство.
Ясно, интересно, а ритмическое, гармоническое и мелодическое совершенство разве не может быть в кама-манасической композиции?
Вэл писал(а): 04 янв 2024, 11:56в качестве примера. саундтрек (песня) из фильма "Гладиатор", где Лиза Джерард поёт на несуществующем (вероятно) языке.
Да, действительно трогательная композиция, а если мы возьмем например Вивальди "Времена года"? Какой возможен пример кама-манасической композиции из классики?
я приблизительно представляю разницу между одухотворённой (из буддхи) и ментальной (из кама-манас) музыкой. сам пробовал заниматься сочинительством и понял, что у меня доступа к "музыке из буддхи" нет вообще.

:-)

но я могу различать происхождение, как я о себе мню.
про Вивальди утверждать ничего не могу (я не музыковед). но если таким исполнителям, как Никитины, она по душе, то скорее всего она "одухотворена". Никитины на связи.

:-)
Спойлер
------------------

пример из кама-манасической классики? - это мне надо прослушать весь спектр всей такой "классики", чтобы оформить собственное мнение. но ментальное сочинительство тоже может вкладываться в рамки ритма, гармонии и мелодики. если композитор-менталист и хорошо знаком с формой и средствами, он может насочинять много подобного.

:-)

=======================

как пишется одухотворённая музыка?

вот пример:
О вальсе к драме Лермонтова «Маскарад»
«Мне глубоко запали в душу слова Лермонтова, вложенные им в уста Нины, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает: Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи Кружилася быстрей — и чудное стремленье Меня и мысль мою невольно мчало вдаль, И сердце сжалося: не то, чтобы печаль, Не то, чтоб радость…

Признаться, именно Вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к „Маскараду“. Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и „новой“, и „хорошей“, иными словами, достойной… Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом. В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно „услышал“ тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли…» (А. И. Хачатурян)
композитор-металист (ремесленник) никогда ничего подобного не сочинит.

:-)
Спойлер
Аватара пользователя
Макс
Reactions:
Сообщения: 146
Зарегистрирован: 31 авг 2023, 20:06

Re: Божественный дух музыки.

Сообщение Макс »

Вэл писал(а): 04 янв 2024, 15:16 ...я приблизительно представляю разницу между одухотворённой (из буддхи) и ментальной (из кама-манас) музыкой. сам пробовал заниматься сочинительством и понял, что у меня доступа к "музыке из буддхи" нет вообще...но я могу различать происхождение, как я о себе мню.
Возможно ли приблизительно описать такую разницу между одухотворённой (из буддхи) и ментальной музыкой и попробовать охарактеризовать ее различие, попробуем? На основе чего будет определена такая разница и характеристика?
Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 3187
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: Божественный дух музыки.

Сообщение Вэл »

Макс писал(а): 04 янв 2024, 14:46 Да, действительно трогательная композиция, а если мы возьмем например Вивальди "Времена года"?
возвращаясь к этому циклу Вивальди.

я послушал фрагментами все "времена года". ране не слушал, но где я только не слышал эту музыку. самые на слуху - март, август и декабрь. и если они до сих пор на слуху - то это знак.

:-)
0:01 март
3:27 апрель
6:12 май
10:08 июнь
15:13 июль
17:41 август
20:25 сентябрь
23:27 октябрь
27:34 ноябрь
30:52 декабрь
34:22 январь
37:02 февраль
Спойлер
Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 3187
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: Божественный дух музыки.

Сообщение Вэл »

Макс писал(а): 04 янв 2024, 16:39
Вэл писал(а): 04 янв 2024, 15:16 ...я приблизительно представляю разницу между одухотворённой (из буддхи) и ментальной (из кама-манас) музыкой. сам пробовал заниматься сочинительством и понял, что у меня доступа к "музыке из буддхи" нет вообще...но я могу различать происхождение, как я о себе мню.
Возможно ли приблизительно описать такую разницу между одухотворённой (из буддхи) и ментальной музыкой и попробовать охарактеризовать ее различие, попробуем? На основе чего будет определена такая разница и характеристика?
:-)
Необходимо постичь, что ничто нельзя объяснить с помощью слов и познать с помощью мыслей (Ашвагхоша, 1, 249). :-)
Аватара пользователя
Макс
Reactions:
Сообщения: 146
Зарегистрирован: 31 авг 2023, 20:06

Re: Божественный дух музыки.

Сообщение Макс »

Вэл писал(а): 04 янв 2024, 16:49
Макс писал(а): 04 янв 2024, 16:39
Вэл писал(а): 04 янв 2024, 15:16 ...я приблизительно представляю разницу между одухотворённой (из буддхи) и ментальной (из кама-манас) музыкой. сам пробовал заниматься сочинительством и понял, что у меня доступа к "музыке из буддхи" нет вообще...но я могу различать происхождение, как я о себе мню.
Возможно ли приблизительно описать такую разницу между одухотворённой (из буддхи) и ментальной музыкой и попробовать охарактеризовать ее различие, попробуем? На основе чего будет определена такая разница и характеристика?
:-)
Что будет критерием в определении такой разницы?
Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 3187
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: Божественный дух музыки.

Сообщение Вэл »

в книге "Из пещер и дебрей Индостана" можно найти любопытную беседу, которая целиком о музыке.
Спойлер
<...>
– Кстати об Орфее, – спросил такур, – известно ли вам, что лира этого греческого героя-полубога была далеко не первою, которая обладала способностью очаровывать и людей, и зверей, и даже самые реки? Некий китайский «музыкальный артист» (как их зовут в Англии) Куи,131 живший да тысячу лет до предполагаемой учеными эры Орфея, выражается так: «когда я играю на моем кинге, то все дикие звери сбегаются и, очарованные моей мелодией, строятся в ряды предо мной»…
– Это вы где же читали?
– Мог бы вычитать даже в сочинениях ваших западных ориенталистов, так как это сведение находится и там. Но собственно я нашел это в древней санскритской рукописи (перевод с китайского) второго столетия до вашей эры; оригинал же находится в древнем сочинении, известном под именем «Хранитель пяти главных добродетелей» – род хроники или трактата о музыкальном развитии в Китае, написанный по приказанию императора Хоанг-ти за несколько сот лет до вашей эры.
– Да разве китайцы когда чтò понимали в музыке? – рассмеялся полковник. – Я слышал и в Калифорнии, и в других местах заезжих артистов из Небесной Империи… Их музыкальная какофония способна с ума свести человека на месте…
– То же самое многие из вас, западных музыкантов, говорят и про нашу – как древнеарийскую, так и современную музыку индусов. Но, во-первых, понятие о мелодии – вещь совершенно условная; а во-вторых, есть большая разница между знанием музыкальной техники и применением этого знания к развитию мелодий, доступных всякому, – как образованному, так и необразованному – уху. В техническом отношении музыкальная пьеса может быть превосходна, а сама мелодия являться вполне непонятною и даже неприятною для непривыкшего к ней уха. Ваши самые известные оперы, например, кажутся нам, индусам, каким-то диким хаосом, каскадом неприятно резких, перепутанных звуков, в которых мы ровно ничего не смыслим, а только получаем, слушая их, головную боль. Я бывал не раз и в Лондонской и в Парижской опере, слушал Россини и Мейербера; я желал отдать себе отчет в моих впечатлениях и слушал с величайшим вниманием. Признаюсь, я предпочитаю наши простые туземные мелодии всем произведениям ваших лучших художников в Европе. Первые мне вполне доступны, а вторых я вовсе не понимаю, и они так же мало меня трогают, как и наши национальные напевы вас. Но, оставляя всякие «напевы» в стороне, скажу вам, что не только наши предки, но даже и предки китайцев, конечно, не уступают вам, европейцам, если не в инструментальной технике, то в музыкальной «технологии» и особенно в отвлеченных понятиях о музыке.
– Арийские народы древности, быть может, и не уступают нам, но допустить то же самое в туранской расе китайцев трудно, – спорил наш президент.
– Но музыка природы была везде первою ступенью к музыке искусства. Мы предпочитаем первую, и поэтому держимся ее веками. Наша музыкальная система есть величайшее искусство, если – извините этот кажущийся парадокс – избегать всего искусственного; то есть она отвергает в своих мелодиях все звуки, не входящие в реестр живых голосов в природа. Китайцы именно этого-то и не делают. Китайская система, например, содержит в себе восемь главных звуков, служащих как бы камертоном для всех других происходящих от главного звука тонов, которые и классифицированы под именами их родоначальников. Эти восемь звуков суть: метал, камень, шелк, бамбук, тыква, глиняная посуда, кожа, дерево. Поэтому у них являются: металлические, деревянные, глиняные, тыквенные, кожаные, бамбуковые и каменные тоны. Таким образом и мелодии у них не может быть никакой, а выходит один сумбур: их музыка состоит из перепутанных серий отдельных нот. Их императорский гимн, например, есть ряд одних длинных, бесконечно вытягиваемых звуков в унисон. Но у нас все своеобразно и самобытно; мы, индусы, обязаны нашею музыкой одной живой природе, а не неодушевленным предметам. Мы, в высшем значении этого слова, пантеисты; поэтому и музыка наша, так сказать, пантеистическая. Но вместе с тем она и в высшей степени научная. С самой колыбели человечества арийские народы, вышедшие первыми из младенчества, стали прислушиваться к голосам природы и нашли, что обе, мелодия и гармония, соединяются лишь в одной нашей великой матери. В ней нет ни фальшивых, ни искусственных нот, и вот человек, венец ее создания, пожелал подражать ее звукам. В совокупности все эти звуки (по единодушному показанию ваших же физиков) сливаются в один тон, который мы слышим, когда умеем прислушиваться, в неумолкаемом шелесте листвы больших лесов, в журчании вод, в реве океана и бури, и даже в отдаленном гуле больших городов. Этот тон – средний F, основной тон во всей природе. В наших мелодиях он нам служит исходною точкой, которую мы воспроизводим с первой ноты и вокруг которой группируются все прочие. Заметив, что верхние, нижние и средние ноты имеют каждая своего типического представителя в животном царстве; что козел, павлин, бык, попугай, лягушка, тигр, слон и т. д. имеют, каждый из них, свою особенную ноту, наши предки стали прислушиваться и нашли, что всякая из этих нот соответствует одному из семи главных тонов. Так была открыта и основана октава. На подразделения же и размер их навели сложные звуки тех же животных.
– О вашей древней музыке, – ответил полковник, – и о том, изобрели ли что в музыке ваши предки или нет, я, конечно, ничего не знаю. Но, признаюсь, слушая пение ваших современных индусов, я никак бы не мог заподозрить их в знакомстве с какою бы то ни было музыкой.
– Это потому, что вы еще никогда не слыхали настоящего певца. Поезжайте в Пуну и посетите «Гайан-Самадж»,132 и только тогда мы возобновим этот разговор. До тех пор напрасно спорить…
– Музыка древних арийцев, – внезапно вмешался бабу за честь своей родины, – растение допотопное и почти исчезнувшее из Индии, но все же достойное полного внимания и изучения. Это вполне доказано теперь моим соотечественником, раджой Сурендронат Тагором,133 который, по сознанию лучших музыкальных критиков Англии, твердо установил права древней Индии «считаться матерью музыкальной науки». Каждая школа – итальянская, немецкая и древнеарийская – родилась в свой особенный период, развилась в своем исключительном климате и при совершенно различной обстановке. И как всякая из этих школ имеет свою особенность, а для своих последователей и прелесть, так и наша школа не представляет собою исключения. Только в то время, как вы, европейцы, приучены к мелодиям Запада и хорошо знакомы с вашими школами, наша музыкальная система, как и многое другое в Индии, вам еще совершенно неизвестна. Поэтому, осмеливаюсь заявить, что вы, полковник, и судить о ней не имеете права…
– Не горячись, бабу. Всякий имеет право если не судить, то расспрашивать о незнакомом ему предмете, иначе он никогда и не узнает истины… Если бы, – продолжал такур, – музыка индусов принадлежала (как говорит бабу) к столь же мало отдаленной от нас эпохе, как и европейская, соединяя в себе при том, как последняя, все выработанные в разные эпохи и различными музыкальными системами достоинства, то быть может знатоки и поняли бы и лучше оценили бы ее. Но наша музыка принадлежит к доисторическим временам. За исключением разве древних египтян (которые, если судить по двадцатиструнной арфе, найденной Брюсом в одной из фивских гробниц, были тоже посвящены в музыкальные таинства гармонии), мы, индусы, являемся единственным знакомым с музыкой народом в те еще времена, когда все другие нации на земном шаре боролись со стихиями за одно право своего существования. Мы обладаем сотнями санскритских рукописей о музыке, никогда еще не переведенных даже и на туземные языки. В глубокую древность этих трактатов (от 4000 до 8000 лет) мы, индусы, несмотря на все отрицательные доводы ваших ориенталистов, вполне верим и будем упорствовать в этой вере, ибо мы их читали и изучали, а европейские ученые их пока и в глаза не видали. Таких трактатов, написанных в разные и самые отдаленные эпохи, у нас много, и все они согласуются в своих показаниях, доказывая нам яснее дня, что в Индии музыка была уже известна и приведена в систему, когда современные цивилизованные нации жили еще на западе Европы как дикие племена. Но все это не дает нам однако права требовать, чтобы вам, европейцам, нравилась наша музыка, к которой не приучены ваши уши и духа коей вы неспособны пока еще понять… Мы можем до некоторой степени объяснить вам ее технику, дать вам некоторое понятие о ней как о науке; но создать в вас то, чтò арийцы называли ракти, или способность человеческой души воспринимать и очаровываться совокуплениями различных звуков в природе – альфа и омега нашей музыкальной системы – никто не может, как не могут заставить и нас упиваться мелодиями Беллини.
– Но почему же? – горячился полковник, – и что это за тайная сила такая в вашей музыке, которую способны понять одни вы, азиаты? Если мы с вами разнимся в цвете кожи, то ведь за то наш органический механизм один и тот же. Другими словами, та физиологическая конструкция костей, крови, нерв, жил и мускулов, из которой состоит индус, имеет столько же частей, связанных одна с другою по совершенно такому же плану или модели, как и живой механизм, известный под именем американца, англичанина или всякого другого европейца. Они, являясь на свет из одной и той же мастерской природы, имеют одно начало, как один и тот же конец: физиологически говоря, мы дубликаты друг друга…
– Физиологически – да, и даже психологически, если бы только не вмешивалось между нами воспитание, которое, что ни говори, выворачивает природу человека в ту или другую сторону, изменяя не только умственное, но и душевное направление его: в иных случаях совершенно погашая в нем божественную искру, в других – раздувая и даже превращая ее в неугасимый маяк, служащий путеводною звездой его умственных способностей на всю жизнь.
– Так. Но все же это едва ли может иметь такое сильное влияние на физиологию уха.
– Ошибаетесь опять. Если в физическом или скорее в физиологическом отношении рассматриваемый как человеческая машина индус ничем не разнится от европейца, то вследствие совершенно своеобразного воспитания, в умственном и психическом, особенно в психическом отношении, оба диаметрально отличаются один от другого, представляя как бы два различных вида в природе. Вспомните лишь, насколько цвет лица, сложение, способность к произрождению, жизненность и все наследственные качества чисто физических отправлений изменяются со временем вследствие климатических условий, пищи и обиходной обстановки человека (новейшая научная маска ваших материалистов, если не ошибаюсь, для удобнейшего игнорирования более отвлеченных тайн бытия), и вы получите ответ на ваш вопрос. Примените этот самый закон постепенного перерождения уже не к физическому, а чисто психическому элементу в человеке, и вы узрите те же результаты. Изменяя воспитание души, вы изменяете ее способности. Там, где она прежде наслаждалась, усматривая нечто вполне недоступное иначе воспитанной душе, она уже не чувствует ничего кроме скуки и пред нею является один хаос… Вы, например, верите, – и верите лишь на основании доказанного вековым опытом, – что гимнастика, укрепляя мускулы, не только развивает тело человеческое, но и способна как бы переродить его; мы же, индусы, идем одною ступенью выше: мы верим, вследствие тысячелетних опытов и объективных демонстраций, что существует гимнастика и для души, как для тела. Это наша тайна, тайна униженных, порабощенных одной животной силой индусов, и проникнуть в эту тайну мы не дозволим никому, кроме горсти избранных, но она может быть доказана вам в свое время… Что постепенно одаряет глаз моряка зрением орла, акробата ловкостью и силой обезьяны, бойца – железными мускулами? Упражнение и один навык, скажете вы. Так почему же не предположить такую же способность и в душе человека, как в его теле? Разве только потому, что современная наука или совсем отвергает душу, не допускает и не признает в ней отдельной от тела личности?…
– Полно, такур. Вы-то уж должны бы знать, что я верю как в душу, так и в ее бессмертие…
– Мы верим в бессмертие духа, а не души… Впрочем это нейдет к делу. Итак, вы должны согласиться, что упражнением всякая дремлющая в душе человеческой способность может быть доведена до высшей точки своей силы и деятельности, равно как вследствие неупотребления и отвычки каждая такая способность может и заглохнуть, и даже окончательно исчезнуть. Природа так ревнива к своим дарам, что в нашей власти систематически развивать или убивать в наших потомках – и даже в продолжение весьма немногих поколений – какой угодно физический или умственный дар, просто вследствие одного упражнения или полного пренебрежения…
– Но ведь этим вы все-таки не объясняете мне тайной прелести ваших национальных мелодий…
– К чему входить в подробности, когда вы сами должны видеть, что мое объяснение есть общий ключ к разрешению не только вашего вопроса, но и мириады других задач? Ухо индуса приучено веками схватывать один род комбинаций слуховых волн или атмосферических вибраций, а ухо европейца привыкло к другому роду; поэтому где душа первого наслаждается, там душа последнего не чувствует ничего, а уши страдают. Я мог бы на этом и остановиться, так как объяснение, кажется, столь же просто, как оно и понятно; но желаю пробудить в вас нечто более чувства удовлетворенного любопытства. То, что я вам сказал, разъясняет тайну лишь с ее физиологической стороны. Оно является столь же понятным, как и факт, что мы, индусы, безнаказанно едим, например каждый день целыми горстями пряности, от одной крошки коих у вас могло бы сделаться чуть не воспаление в кишках. Наши слуховые нервы, в начале времен тождественные в своих способностях с вашими, переродились вследствие векового упражнения и сделались столь же отличными от ваших, как и цвет нашей кожи и наши желудки. Прибавьте к этому, что глаз наших кашмирских ткачей, мужчин и женщин, отличается способностью различать ровно 300 тенями более, нежели глаз европейца, – это по показанию ваших ученейших физиков и лионских фабрикантов, – и всякий поймет, как легко разъяснение кажущейся проблемы. Навык, закон наследия, все, что угодно… Но вы, прибыв из Америки изучать индусов и их религию, никогда не поймете последней, если прежде не научитесь знать, как тесно, как почти неразрывно связаны все наши науки не с современным, конечно, ортодоксальным, невежественным брахманизмом, а с философией нашей первобытной религии Вед.
– Но что же, например, музыка имеет общего с Ведами?…
– Многое – почти все. Как то было у древних египтян и китайцев, так и у нас: все звуки в природе, а поэтому и музыка находились в прямой связи с астрономией и математикой, то есть с планетами, знаками зодиака, с солнечным и лунным течением и с числами; а особенно с тем, в самом существовании чего ваши ученые еще не совсем уверены, с акашей, или эфиром пространства. Учение о «музыке сфер» родилось здесь, а не в Греции, или Италии, куда его ввез Пифагор лишь по окончании своих занятий с гимнософистами Индии. И, конечно, лучше кого бы то ни было, и до, и после него, знал этот великий философ, – единственный из западных мудрецов, открывший до Коперника и Галилея гелиоцентрическую систему мира, – насколько малейший звук в природе зависит от акаши и ее соотношений. Одна из четырех Вед, «Самаведа», вся состоит из пения. Это – собрание гимнов и мантр, петых во время жертвоприношений «богам», то есть стихийным силам. Понятно, что при знакомстве с естествознанием (а наши древние жрецы если и не были знакомы с естественными науками по новейшим методам химии и физики, зато знали много такого, до чего современные ученые еще не добрались), жрецы подчас и заставляли стихийных «богов» или слепые силы природы отвечать их молитвам различными знамениями. В этих мантрах каждый звук, малейший переход рассчитан и имеет свое значение; а, имея причинность, должен иметь, конечно, и свое действие. «Учение о звуке, говорит профессор Лесли, есть бесспорно самое неуловимое, тонкое и сложное изо всей серии физических наук». А если кто когда уловил в полном совершенстве это учение, то, конечно, это древние «риши», наши философы и святые, оставившие нам в наследство Веды…
– Я теперь начинаю лучше понимать, откуда взялось начало всех мифологических сказок греческой древности, – задумчиво проговорил полковник. – Басни о свирели бога Пана и его «сиринксе», семитростниковой дудке, о фавнах, сатирах и даже о лире самого Орфея… Я знаю, что древние греки имели мало понятия о гармонии, и, конечно, не их ритмические декламации в драмах (вероятно, никогда не доходившие даже до высоты современного, самого простого речитатива), поддерживаемые слабою лирой да свирелью Пана, могли когда-либо внушить им мысль о всечарующей лире Орфея. Я сильно начинаю склоняться к мнению многих из наших известных филологов и ученых. Подозреваю, что Орфей, самое имя коего ο̕ρφός или ο̕ρφνός, то есть темнокожий, свидетельствует, что даже между смуглыми греками он считался еще смуглее их самих, – выходец из Индии. Таково было мнение Ламприера и нескольких других…
– Ваше подозрение, быть может перейдет и в действительность когда-нибудь. Нет никакого сомнения, что самый высокий и чистый из музыкальных стилей древности принадлежит Индии. У нас все наши легенды приписывают магическое влияние музыке, как дару и науке, прямо ниспосланным на землю богами. И хотя мы вообще приписываем все искусства небесному откровению, но музыка стоит во главе всех прочих. Изобретение вины, инструмента вроде вашей гитары, принадлежит Нараде, сыну Брахмы. Вы будете очень смеяться, если я вам скажу, например, что наши древние ундгатри (певчие жрецы), обязанностью коих было служить при ядайи (жертвоприношении), знали кое-что из неведомых тайн естества в таком совершенстве, что посредством известных им комбинаций производили, безо всякого фокуса, заметьте, явления, которые во времена невежества принимались за проявление сверхъестественной силы. Явления, производимые «ундгатри» и «раджа-йогами», для посвященных вполне естественны, сколько бы ни казались чудесными непосвященным.
– Но разве вы… совсем, так-таки совсем не верите в наших духов? – приставала к нему мисс Б***. Она сильно побаивалась такура.
– Если позволите, совсем не верю.
– А… в медиумов?…
– Еще менее, уважаемая леди. Но в медиумизм, для которого у нас существует испокон века другое название – бхута-дак, в буквальном переводе «постоялый двор для чертей»,134 верю, как и во всякую другую психическую болезнь. О настоящих медиумах сожалею, стараюсь им помочь, когда могу; а шарлатанов глубоко презираю, редко пропуская случай изобличать таких…
Предо мною промелькнула сцена в притоне ведьмы у «Мертвого города», катящийся с горы пойманный брамин-оракул и бегство старухи. Теперь для меня стало ясно то, чего я прежде не понимала: Нараян действовал по приказанию такура…
– Наши анга-тиене, – продолжал последний, – или «одержимые» этою неведомой для непосвященного «силой», в которой спириты видят духов, суеверные видят черта, скептики – фокус и обман, а настоящие ученые – не открытую еще наукой силу природы, всегда почти слабые женщины или дети. Вы стараетесь еще более развивать в таких их страшную душевную болезнь, мы же ищем спасти их от этой «силы», о которой вы ничего не знаете и о которой поэтому не стоит теперь рассуждать… Мы, сыны Индии, десять веков находимся в неволе у разных и часто не стóящих нас народов… Но покорившие нас нации покорили только наши тела, не нас самих.135 С нашими душами им никогда не справиться! Майяви-рупа136 настоящего ария – свободна как сам Брахма; скажу более: для нас, в нашей религии и философии, он – наш дух – и есть сам Брахма, выше которого стоит один неведомый, вездесущий и всемогущий дух Парабрахма. Нашей майявирупы не покорить ни англичанам, ни даже вашим «духам». Ей никогда не быть рабой… А теперь пойдемте спать.
<...>
Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 3187
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: Божественный дух музыки.

Сообщение Вэл »

у Сары Брайтман есть замечательная песня (на мой вкус), где можно заметить сплав индийской и европейской музыкальных традиций.
Спойлер
Аватара пользователя
Николай
Reactions:
Сообщения: 2683
Зарегистрирован: 31 мар 2022, 04:59

Re: Божественный дух музыки.

Сообщение Николай »

Красивая музыка, вэл. Спасибо и рад, что услышал впервые.

Планы перемешаны, одно в другом существует и есть определённая зависимость между ними. Чувства действуют и на плане кама, и на буддхическом, но проявления разные. Всё зависит от качества плана выявления.

«… меломан не знает более высокого блаженства и счастья, чем музыка, – наиболее божественное и духовное из всех искусств. …
Запомните, каждое чувство относительно, нет ни добра, ни зла, ни счастья, ни несчастья самих по себе. Преходящее мимолетное блаженство нарушающего супружескую верность, который этим актом убивает счастье другого супруга, не менее рождено духовно из-за своей преступной природы. Если угрызение совести (последнее всегда происходит от шестого принципа) раз ощущалось в течение периода блаженства и действительно духовной любви, порожденной шестым и пятым принципами, то, как бы она ни была осквернена четвертым, или Кама-Рупой, – это угрызение совести должно пережить и будет неизменно сопровождать сцены чистой любви.

Да, Любовь и Ненависть являются единственными бессмертными чувствами, но градации тонов по семижды семеричной шкале всей клавиатуры жизни бесчисленны и, так как эти два чувства (или, чтобы быть точным, не должен ли я рискнуть еще раз быть неправильно понятым и сказать - эти два полюса человеческой «души», которая сама есть единство) формируют будущее состояние человека для Дэва-Чана или для Авитхи, то и разнообразие таких состояний должно быть неисчерпаемым.

Ибо, как вы можете оспаривать тот факт, что музыка и гармония являются для какого-либо Вагнера, Баварского Короля и многих других истинных художников и меломанов предметом глубочайшей духовной любви и почитания
«Письма Махатм», Письмо 88б. К.Х. – Синнетту.

Махатмы объяснили, откуда и как рождается музыка и гармония.
«Бездумны те, кто, размышляя над настоящим, добровольно закрывают глаза на прошлое, оставаясь, естественно, слепыми к будущему!»
Письмо 1. К.Х. – Синнетту