в другой теме цитатой по какому-то поводу привлекли моё внимание.
в двух последних (по нумерации) писмах содержится то, что по смыслу писем предназначалось для ТД, но я такого в ТД не припомню.
ниже эти два письма в переводе на русский (из какой-то публикации) и ссылки на оригинал на английском
Спойлер
ПИСЬМО 118 (оригинал на английском)
Уважаемый сэр и союзник!
Вчера Франц Гебхард осчастливил меня своим приездом и порадовал мой слух следующей цитатой из письма, которое Вы, возможно, уже читали:
«Помимо того блока рода людского, к которому мы принадлежим, переходящего по кругу по цепи планет, — как правильно описано в “Эзотерическом буддизме”, — существуют еще 6 подобных блоков, одновременно развивающихся на других частях цепи».
Я выслушала это в безмолвном смятении и вечно хранила бы об этом молчание, если бы далекие звуки голоса Учителя не поразили меня как свящ <...> пощечина, раздаваясь с северо-запада (совершенно неожиданно! Он должен странствовать где-то в Европе, мой Хозяин) и вещая: «Не дайте теперь Синнетту снова пойти по ложному пути. Объясните». Прямо-таки будто это я сознательно увлекла Вас на ложный путь, а не гнусная любознательность Вашей собственной мадам Синей Бороды! Легко сказать «объясните». Сам бы попробовал; потому что если я объясню, а Вы меня не поймете, или — что вполне вероятно — я не смогу объяснить так, чтобы Вы поняли, отвечать за это буду я и, как обычно, буду единственной виноватой. Тем не менее слушайте, и, возможно, Вам удастся также понять, что отвратило даже Мохини от чисто механического пути и заставило его писать такую невыразимую чушь, какую он написал в «Человеке» — с точки зрения простого механического устройства Космоса, причем довольно-таки правильной, если понимать это применительно к «одновременной эволюции» шести рас, о которой Вы рассуждаете по-сократовски, притом, что Ваш даймон нашептывает это Вам на ухо. Ибо я не понимаю, каким иным образом Вы смогли бы до этого додуматься.
Помимо нашей собственной есть шесть рас, которые в итоге составляют, только представьте себе, семь рас. Семь высших и семь более низких, или низших, составляющих в итоге четырнадцать брахманических лок, о которых говорится в «Веданте». Вот эзотерический текст: «Из пяти упятеренных элементов (пяти упятеренных Будд Риса-Дэвидса и эзотерического буддизма) происходят, или появляются, один над другим, миры Бхур, Бхувар, Свар, Махар, Джанас, Тапас и Сатья; и один под другим — нижние миры, называемые Атала, Витала, Сутала, Расатала, Талатала, Махатала и Патала». Теперь все востоковеды устроили из этого еще худшую путаницу, чем напороли бы Вы, если бы мне не приказали великодушно прийти к Вам на помощь. Уилсон в «Вишну Пурана» (стр. 209, 225, том II) делает из этого обыкновенную мешанину. Да и от вашего великого математика Эллиота, которого Вы хотите использовать при исчислении продолжительности, никакого толку не будет, потому что он не знает основополагающего числа, не подлежащего разглашению. Так говорит Хозяин, а не я. И тем не менее.
То, что я сообщаю Вам сейчас, не используйте, пожалуйста, раньше, чем эти сведения появятся в «Тайной Доктрине», ибо они взяты оттуда в том виде, как их передал мне Учитель.
Эти семь миров вверху и семь внизу не могут рассматриваться Вами как «блоки» рода человеческого — и здесь Мохини совершенно прав, утверждая, что «монады, признаваемые на Земле как нечто человеческое, не могут, строго говоря, так называться, если они развиваются на других планетах», — хотя и слово «планета» неверно, а более подходящим термином был бы «мир». Эти невидимые (для нас) миры, в которых «одновременно с нашим блоком рода человеческого» эволюционизируют другие человечества или, скорее, наделенные чувствами и разумом существа (придумываю слово, ибо как же можно называть их «человечеством»?), не располагаются на других планетах, так как у каждого из семи шаров, или планет, нашей цепи есть такой двойной семеричный цикл колец — в данном случае Сатурн является всего лишь полуоткровенной и искренней планетой, — и именно это вначале привело Хьюма в ярость по отношению к Учителю К.Х., и это заставило Мохини возражать Вам по внешнему виду, ибо размышляя об этом, он так ничего и не узнал о физическом или механическом устройстве нашей цепи; и именно поэтому Мах[атма] К.Х. вечно твердил о вас обоих: «Оба правы, и оба ошибаются».
Ну а теперь я прошу Вас не материализовать эти миры на основе вашего пятого принципа. Они не имеют абсолютно никакого отношения ни к пространству, ни к времени, как уже поняли ваши величайшие математики, но пребывают всецело вне пространства и времени — в кантианском смысле, хотя и укладываются в концепции пространства и времени Дхиан-Коганов и даже Дэвакхана. Если Вы вообще поняли, что Цёльнер в действительности подразумевает под своим «четвертым измерением пространства», то можете продолжить следующим образом и поразмыслить об этих семи высших мирах и семи низших так:
1. Наш шар D — имеет три измерения своего собственного пространства (триаду); ибо Бхур — во главе угла. Но в действительности их у него семь, хотя в этом четвертом круге могут быть известны только четыре, а семь измерений пространства — это участь седьмой коренной расы шара D в седьмом круге.
(Но у него пять чувств в пятой коренной расе и будет семь физических чувств в седьмой коренной расе к концу этого круга; ибо чувства имеют отношение к эволюции первой коренной расы нашего четвертого круга, в которой речь также полностью развилась. Я имею в виду пять чувств, известных психологии. (Помните, что мы находимся как раз примерно в средней точке кругов (три с половиной круга) и прошли половину из коренных рас, что касается духовных чувств, то счет...
2. Теперь Бхувар, относящийся к элементу (духу, а не материальной) Воде, — у него шесть измерений пространства и четыре чувства: звука, осязания, формы (или зрения) и вкуса.
3. Свар — пять измерений и три чувства: звука, осязания и формы (или зрения), ибо он принадлежит жару, или элементу Огню.
4. Махар (элемент Воздух) — четыре измерения и два чувства: звука и осязания.
5. Джанас (элемент Эфир) — три измерения и одно чувство: звука, включающее все остальные.
6. Тапас (Сверхэфир, ни один из известных здесь элементов) — два измерения, семь чисто духовных чувств.
7. Сатья — вся совокупность Бытия, или Существования, или одно духовное измерение, включающее всё; и одно чувство: вселенское чувство, или «Яйцо Брамы».
Наверху находится Сат (или Парабрахм), не имеющая подобной реальность.
Эти миры порождаются эволюцией, тогда как семь низших идут по пути инволюции в следующем порядке: Атала, Витала, Сутала, Расатала, Талатала, Махатала и Патала; измерения и чувства следуют в том же самом порядке — седьмой является внутренним, или «материальным Яйцом Брамы» на эзотерическом языке, в отличие от «Яйца Брамы» — вместилища и хранилища всех этих четырнадцати миров. Материалистические экзотерические религии усматривают в них семь царств небесных и семь преисподних. Посвященные знают, что они представляют собой четырнадцать планов существований, один внутри другого, — и если это можно представить с помощью какой-либо фигуры, то это выглядит таким образом, как центростремительная и центробежная силы — одна направо, другая налево. Синий карандаш означает эволюцию, красный — инволюцию [64].
[64] Синий карандаш означает эволюцию, красный — инволюцию. — На рисунке пунктирная линия представляет синий карандаш, а черная — красный.
1. Центральная точка. «Яйцо Брамы». Единый Дух.
2. Внутреннее «Яйцо Брамы» в центральной точке — Материя. N.B.
В данном случае материя чисто духовная. — «Духовное начало Зла, тогда как другое является духовным началом Добра».
Ни один из этих миров не может быть представлен материалистами этой Земли. Каждый находится на ином плане существования, внутри и вокруг нашего мира, являющегося седьмым с обоих концов — если вообще существует конец.
Поэтому витая раковина священна; раковина, оружие, — в левой руке Вишну Спасителя и чакра, или колесо, — в правой руке, символизирующие вечную циклическую эволюцию и инволюцию. Но эти четырнадцать миров или «шесть других блоков рода человеческого», как Вы их называете, не находятся ни внутри, ни снаружи, ни вверху, ни внизу. Они, как сказано выше, совершенно независимы от местоположения. Поэтому не материализуйте их, а читайте Канта или еще лучше «Философию бессознательного» т. II. Э. фон Гартмана, хотя мы полагаем, что это вызовет у Вас отвращение. По словам Х[юббе]- Шляйдена, он очень несовершенен, но всё же самый понятный из всех немецких философов относительно начала индивидуальностей и с помощью эзотерической философии окажется на верном пути.
Через день-два отошлю Вам «Человека» Мохини с исправлениями (разумеется, лишь неточных мест). Второе издание с учетом «Тайной Доктрины» совершенно необходимо.
И письмо, которое я послала Вам, — тоже нужное. Исправьте и отредактируйте его и перешлите мне, чтобы я переписала и послала его в «Theosophist».
А теперь до свидания. Попытайтесь эфиризировать Ваши мысли, мой благородный коллега и союзник, и да прольет на Вас Господь Бог Израиля немножко своей духовности, как пролил ее на Осию, образованного и сдержанного оратора.
Между прочим, рассуждая о Господе Боге, я сделала открытие: «грош цена» — исходит не от культурного Майерса. Я нахожу, что это стихийное творение ума лорда Веллингтона. «Так довольна»! ибо теперь я действительно на том же уровне культуры и поэтического искусства, что и английская аристократия. Сердечный привет милой хозяйке и домочадцам!
Ваша, в пространстве и во времени, как и вне оных,
Е.П.Б[лаватская].
ПИСЬМО 119 (оригинал на английском)
Вторник
6, Людвиг-шт[рассе], [Вюрцбург]
Мой дорогой союзник!
Полагаю, Вы сердитесь на меня за мою тревогу? Ну ничего не могла поделать. К тому же Боваджи и Хюббе-Шляйден только что говорили о «материалистических» взглядах, которых Вы придерживаетесь относительно всего в целом. Теперь я знаю, что поскольку физическая эволюция планет продолжается — Вы совершенно правы, и не Ваша вина, если Вам не было рассказано большего. Как бы то ни было, я вовсе не убеждена, что это «материалистично», а причина, по которой нас вынуждают поэтизировать истину и факты, — это больше того, чем я могу сообщить.
Я не утверждаю, что новая теория или перспектива «противоречит» Вашему представлению, ибо до сего дня я пребываю в неведении относительно этого «представления». Я говорю так непонятно, так путано и вообще так порчу всё сказанное, что вовсе неудивителен сделанный мной вывод: Вы совершенно неправильно меня поняли — и поэтому я стремилась загладить свою вину, принеся публичное покаяние. Но Вы-то почему испытывали раздражение, когда писали письмо? Ведь я почувствовала это всем своим существом, как только начала читать его.
Итак, Вы говорите, что такое «представление» сложилось у Вас во время чтения некоего материала из «Тайной Доктрины» (написанного почерком Дарбхаджири). Я внимательно просмотрела страницу за страницей и не обнаружила ничего написанного рукой Д.Н[атха], а только рукой Дамодара, в чем Вы, вероятно, и ошиблись. Это относительно того, что происходит с Землей (и другими планетами) во время затемнения? Это? Ибо если это так, то могу сообщить Вам, что Дамодар писал это под диктовку, но Вы не совсем правильно поняли смысл. Это действительно относится к «мирам», о которых я говорю, и звучит (восстановленное в своем исчерпывающем смысле) так:
«Она (планета) не может пребывать в покое так долго. Дело в том, что после нашего ухода отсюда планета готовится принять другую группу человечества, следующую за нами. На планетной цепи одновременно эволюционируют семь групп человечества; и каждая планета принимает другую группу после того, как предыдущая уйдет на следующую планету. Эти семь групп обособлены и не смешиваются друг с другом». (Но некоторые из них, как я покажу, смешиваются с нами или нашей планетой.) Затем он продолжает рассуждать о естественных и искусственных обитателях пятого круга. Это? Надо понимать, это то, что Вы нашли среди моих бумаг, и так как больше ничего нет, то я поговорю об этом.
Ни одна Ваша теория не противоречит фактам до такой степени. Но тогда надо представить их Вам в должном свете, а не в фантастическом, как в теории колец и кругов Мохини. Наш с Вами разговор, как я помню, касался только избытка человечества, или семейства, оставшегося при наступлении частичного затемнения, а не природы этого семейства. Насколько смогу, постараюсь объяснить. Кстати, Дарбхаджири уверяет, что никогда не имел в виду ничего, кроме четырнадцати брахмалок.
Это миры — для их обитателей такие же осязаемые и реальные, как наш собственный для нас. И всё же у каждого из них есть свои собственные природа, законы, чувства, не являющиеся нашими природой, законами или чувствами. Их нет для нас во времени или пространстве — так же, как и нас нет в пространстве или времени — для них; как трехмерный мир предполагает существование четырехмерного, так и последний предполагает существование нашего низшего. Но размышления об этих трех и четырех измерениях не должны привести Вас к убеждению, что теория Цёльнера применима к Махару, что «мир», следующий за нашим, — высший по отношению к нашему — расположен внутри нашего (из-за иной природы). В поправках, посланных мною Мохини, я даю правильные замечания о том же самом. Прочтите их, пожалуйста, и Вы лучше разберетесь в этом вопросе.
Учитель всегда смеялся, когда слышал об «узлах», завязанных на веревке со спаянными концами, или прохождении материи сквозь материю, упоминаемом как результат действия 4-мерного пространства, тогда как измерение не имеет к этому никакого отношения, и что подобное измерение есть способность нашей материи — как известно физикам и химикам, а не нечто, свойственное одному из миров 65. Они не являются «другими семействами на других планетах нашей цепи» и не имеют никакого отношения «к прошедшим межпланетным периодам». Здесь Вы неправы. Как я сказала, у каждой из семи планет нашей цепи есть двойная семеричная последовательность колец; но не объективная последовательность, как на Сатурне, ибо на Сатурне обстановка и природа опять же иные, и опять же это второстепенный вопрос.
Четырнадцать брахмалок являют собой семь миров внутри нашего, вот таких
и семь внутри нашего в таком виде.
Ну где мне взять слова, чтобы объяснить это Вам? Разумеется, если бы в этих мирах было хоть что-нибудь приближающееся к строению нашего земного шара, то было бы явным заблуждением, нелепостью утверждать, что они находятся внутри нашего мира и внутри друг друга (как они и находятся) и что всё же они «не смешиваются друг с другом». Ибо это было бы равносильно утверждению о том, что физический человек может сидеть внутри самого себя и болтать, не замечая этого, своими собственными ногами, свешивающимися из его же носа, и тем не менее я должна заявить, раз уж мне позволено говорить на эту тему, что хотя все эти миры и пребывают, несомненно, в различных духовных состояниях, они находятся также и в различных физических состояниях, но тем не менее столь же физических в представлении их обитателей, как наш собственный.
Ибо что такое измерение пространства? Таковое существует лишь в нашем понимании. Мы представляем пространство трехмерным, потому что пока четвертое измерение заявляет о себе только изредка, аномально. Но отсюда вовсе не следует, что раз мы говорим и думаем так, то трехмерная протяженность или пространство должно присутствовать или существовать per se [само по себе — (лат.)] в окружающих нас вещах. Это просто означает, что пространство, не зависимое от внутреннего или духовного ока мыслящего существа, — ничто. Представление о трех, четырех, пяти, шести и семимерных пространствах зависит от духовной, а не только от физической или умственной организации человека. Когда я говорю «существует», то подразумеваю существование в том смысле, в каком мы, земляне, понимаем этот термин. Эти измерения подобны нирване. Они есть, и они не «существуют».
Возьмем существо из нашего трехмерного и существо из мира четырехмерного пространства. Оба созданы из живой материи, оба в некотором смысле материальны (т.е. с точки зрения соответственного состояния их «материи», или вещества). Конечно, этим двум совершенно по-разному устроенным существам вещи не могут казаться одинаковыми, и их понятия о них, их представления об одной и той же вещи должны быть различными. Но это различие не основано на, не зависит от и не проистекает из того факта, что вышеупомянутая вещь или предмет претерпевают превращение или действительно видоизменяются в своей природе, потому что одно пребывает в трехмерном, а другое в четырехмерном мире; а вызвано (различие) противоположным характером духовных призм, через которые эти два существа рассматривают проявления в своих мирах. Никакое погружение одной вещи в другую невозможно, поскольку ни одна такая вещь не создана для «погружения».
Чтобы стать оккультистом, необходимо отказаться, в известном смысле, и от материалистических, и от спиритуалистических взглядов на природу. На взгляд истинного оккультиста, современное неокантианство (апостериори) так же вызывает возражения, как и современный антиматериализм априори, — если Вы понимаете, что я хочу сказать. И с этой (оккультной) точки зрения, полное неприятие материализма неизбежно приведет к полному неприятию спиритуализма, а это совсем не так. Вы и Мохини — два противоположных полюса, совершенно не способные сблизиться друг с другом, если только не встретитесь на строго оккультном пути или, скорее, на путях оккультизма. Я вынуждена повторить Вам эти слова — понимайте, как хотите. Он парит в пятимерном пространстве, которое в нашем трехмерном мире равносильно 2+2=5 и сломанному зонтику в придачу; а Вы прочно пребываете в трехмерной сфере, пытаясь заставить высшие измерения сползти вниз и приспособиться к вашей трехмерной сфере вместо того, чтобы самому подняться до их уровня.
С этой удвоенной «любезностью» я продолжаю. Это слово «измерение» чертовски обманчиво. Но что поделать! Утверждается, что семь или, вернее, четырнадцать миров, из которых верхние семь в своем духовном развитии постепенно выходят из материи один внутри другого, а другая группа духовно развивается, также постепенно погружаясь в материю, — эволюционируют одновременно, потому что таков порядок вещей; но так как Сатья начинает первым, а затем следует Тапас, а после него Джанас и т.д., и т.д., а наш мир имеет эзотерическое название «Махар-Расатала», то в результате Вам придется составить арифметическую прогрессию, ибо будь я проклята, если смогу это сделать. Я достаточно сильна в оккультной метагеометрии и метафизике, но совсем не разбираюсь в арифметике, не зная ничего о ее четырех правилах, кроме названий.
Положим, Махар-Расатала занимает такое положение, а точки ухода помечены красным и синим:
В то же самое время, хотя Сатья и начинает первым с Аталой = человечеству в первом круге, все остальные приходят в движение в том же самом круге — Сатья с Аталой (первая субраса), Тапас = Виталу (вторая субраса) и т.д. до Бхур-Патала — седьмой субрасы. Но в субрасах они постепенно развиваются от первой до седьмой степени сорок девятой части, а в кругах — от первой до седьмой степени седьмой части целого.
Красное [66] — это материя, или нижние семь миров. Материя эволюционирует снаружи внутрь.
Синее — это дух, или «верхние» миры. Дух эволюционирует изнутри наружу.
Эта двойная эволюция представляет наше человечество и мир и шесть одновременных с ним материальных миров и наше человечество и мир с шестью одновременными духовными, или верхними, мирами.
Предположим теперь, что при этой двойной семеричной эволюции каждый мир из двенадцать дополнительных является для нас риторической фигурой, и мы представляем для каждого из них в отдельности и коллективно именно такую абстракцию, и что в процессе эволюции через семь планет и семь кругов два из четырнадцати всегда должны, так сказать, перемешиваться друг с другом, развиваясь в направлении духа, или «Яйца Брамы», а также деградируя в направлении материи. «Яйцо Брамы» — как в своей конечной духовности в начале, так и в конце, т.е. на планете А — в первом круге и планете Z — в седьмом круге.
В этом двойном движении наш мир — единственный, о котором мы можем судить по объективной реальности, представляет собой вовсе не единый отдельный мир, а смесь двух на каждой планете, с которой исходят остальные, с которой изошел в свою очередь наш мир, или Земля. Таким образом в первом круге на планете А человечество принадлежит Сатье и Атале; во втором круге — на планете В оно представляет Тапас-Виталу; в третьем — Джанас-Суталу; в четвертом — Махар-Расаталу и т.д., и в процессе постепенных переходов в расы и субрасы оно отражает, в соответствии с восхождением и нисхождением,
[66] Красное... — на рисунке красный цвет представлен черной линией, а синий — пунктирной.
качества и атрибуты физические и духовные всех и каждого из них в отдельности. Итак, наш круг Махар-Расатала [4-й], а наша раса — Свар- Сутала, потому что пятая. Для нас, в нашем представлении, это всего лишь отражение качеств на духовном плане и отражение атрибутов на материальном или физическом — наложение на нас отпечатка или развитие в нас дополнительных чувств, способностей восприятия и т.д. Но фактически в мире Реальности (Единой Реальности) это совсем не так. Мы все в одном смысле майя; но мы нечто реальное в наших собственных глазах, в пространстве и времени и пока это продолжается на нашем плане. Махатма не стал бы говорить о них, поскольку представлялось бессмысленным ссылаться на них, когда вряд ли найдется хоть кто-нибудь, кто сможет разобраться в кольцах и кругах. Эти миры не получают в наследство нашу Землю, но так как у Сатья- Аталы шесть отправных точек в направлении Бхур-Паталы, который развивается или приходит в движение только в седьмой расе, — то у Адептов имеется, по-видимому, какой-то расчет (о котором мне ничего неизвестно), чтобы вместе со «сливками» рода человеческого в каждом круге и расе (начиная с четвертого круга, так как в предыдущих трех кругах не было никакого заслуживающего упоминания развитого человечества), вместе с Шиштами — семью Риши и одним воином, оставались те, кто в хвосте. В противном случае это не помогло бы нам справиться с затемнением и трудностями обитателей 5-го круга.
Так что Вы видите, что разумные существа этих лок не «допускают перемещения», но в каждом круге два из них — одно духовное и одно материальное — смешиваются с нами. И теперь в этом круге, к примеру, они берут у нас то, что отдали нам прежде, — наши пять чувств и наши измерения, и начинают отражать на нас свои чувства и измерения, но у них есть вдобавок — их собственные, которые возвращают им наши и являются причинами феноменальных явлений на нашем земном шаре и среди нас, и всегда всё в большей и большей степени по мере нашего продвижения вперед. Они не царства небесные и не преисподнии, ибо их состояния — это опять же нечто иное.
Как верно говорит веданта, Вайсванара, или дух человечества (Вирадж), ничуть не лучше тщеславия, которое и есть Вайсванара, или всё человечество.
* * *
Я сама не очень сведуща в этих вещах и, вероятно, что-то путаю и порождаю ошибки. Но Учитель сказал мне, что если «не случится ничего из ряда вон выходящего» (?), Он, а также Махатма помогут мне, так как Они теперь часто бывают здесь из-за «Тайной Доктрины». А теперь до свидания.
О, передайте, пожалуйста, миссис С[иннетт] — я забыла упомянуть об этом в своем письме, — если Учитель, как я слышала, что-то написал, то это показывает только, что мои страдания интересуют Его не более чем несчастья блохи, да и с какой стати Ему интересоваться? Какое для Него дело или развлечение в этом?
Но Он в самом деле обещал мне не поступать так — во всяком случае не так, чтобы подобные писания имели касательство ко мне. Ну что я могу сказать!
Вечно Ваша
Е.П.Б[лаватская].