«Крушение каждой цивилизации обусловлено низким уровнем нравственности тех людей, которые живут в ней и ею. Ложное знание или неправильное использование знаний обычно сопровождается низким уровнем нравственности. Отсутствие равновесия между знанием и этикой приводит к критическому состоянию, которое, если незамедлительно не обратить на него внимания, заканчивается смертью. Примеры из истории (например, Римская империя) известны всем читателям. Война играет определённую роль в разрушении и воссоздании цивилизаций. Со времён Махабхараты до наших дней мы сталкиваемся с явлением дисбаланса между умственными способностями и моральной ответственностью, с конкуренцией, ведущей к войне или войнам, а затем к разрушению. Уничтожение всей касты кшатриев произошло на поле Курукшетра, это событие служит уроком нам, являющимся свидетелями деградации европейской цивилизации.
Лишь немногие в каждом столетии осознают необходимость сохранения в жизни равновесия между знанием и любовью, между умом и сердцем. Подавляющее большинство людей демонстрирует дисбаланс: у одних преобладают чувства над светом мудрости, в то время как у других умственные знания преобладают над мудростью души, которые без сострадания, милосердия и самопожертвования приводят к хаосу. Религиозная вера без знания является проклятием, она ведёт к фанатизму, ненависти и войне. Лишённое духовной основы, знание вскоре превращается в ложное знание, порождающее высокомерие, вражду и войну.
Лишь немногие, незначительное меньшинство в каждом столетии, являются эзотериками, а не просто исследователями, номинально интересующимися оккультизмом, но настоящими учениками, практикующими и пропагандирующими великие доктрины Науки Жизни. Их задача заключается в создании равновесия между знанием и этикой в их собственном складе ума, без чего нельзя ни получить просветления, ни практиковать альтруизм на благо всего человечества.
Всё, о чём мы думаем, во многом зависит от того, что мы чувствуем, поэтому мы можем определить характер наших чувств по желаниям, которые возникают из корней, столь прочно обосновавшихся в почве нашей личности. «Какие желания человек вынашивает в своём уме», каким желаниям он «позволяет укорениться», каким желаниям он позволяет «расти» - всё это покажет мотив, который он приютил. Очень часто наши мотивы скрыты от нас и по причине мотива некоторые терпят неудачу ещё не успев начать.
Эзотерическая философия всегда учит искусству всестороннего развития – здоровый ум в здоровом теле. Но также она всегда учит тому, что раскрытие происходит изнутри наружу, и поэтому ум, а не тело должен быть отправной точкой, и что мотив, а не метод должен быть первичным. Не то, чтобы тело и метод отрицались, но всегда и везде ум и мотив являются отправной точкой.
Мы должны научиться различать внутренний, или истинный, и внешний, или поверхностный, мотив. Тот же Учитель указывает на то, что «наши восточные представления о «мотивах» «правдивости» и «честности» значительно отличаются от ваших западных представлений» (Письма Махатм, № 30).
Хотя верно то, что мотив – это всё, мы никогда не должны упускать из виду ясное учение истории о том, что «благой мотив без знания совершает иногда жалкую работу».
На плане мотива внимание ученика обращено сначала к идеалам высшей жизни. Не втягивание в мир материи через амбиции и тому подобное, а выход и последующее полное освобождение от вселенной Иллюзии – Майи и её Игры – Лилы.
Узнав причину болезни, отведав целебного лекарства, кто захочет продолжить жизнь больного? Поняв низость жизни проститутки, кто захочет оставаться в публичном доме? Признав мир за огромный сумасшедший дом, кто захочет жить в нём и не захочет убежать из него?
Даже небольшое знание теософии показывает вдумчивому и серьёзному ученику, что этот мир подобен больнице, полной больных и развращённых людей. Мужчины и женщины миллионами развращают умы и сердца, мир полон помешанных невротиков, которые мечутся туда-сюда, воображая себя разумными и здоровыми. Жить в этом мире, по мнению ищущего теософа, значит нарываться на болезнь, извращать энергию и сходить с ума.
Вот почему ЕПБ говорит, что «стать теософом легко... Но совсем другое дело – встать на путь, ведущий к познанию того, что хорошо делать и как правильно различать добро от зла».
Многие и разнообразные цели есть у человека в жизни и теософ не является исключением из правила. Если он решает, что его целью не является ни блаженство нирваны, ни развитие низших или высших сиддхи, ни достижение успеха в той или иной сфере и, если он всё это оставляет, чтобы идти по пути Отречения, дисциплинируя себя ради духовной жизни на службе сироты-человечества, тогда он находит правильную цель, правильный Мотив, необходимый для жизни в ученичестве.
Как только стремящийся решает следовать правильному Мотиву, то, независимо от того, помнит ли он об этом или нет, этот мотив постоянно влияет на его жизнь и заставляет его, так или иначе, трудиться ради человечества. Несмотря на то, что он пытается получить эгоистичную духовную выгоду вместо того, чтобы пытаться помочь своим братьям, он будет чувствовать внутренний призыв к труду, от которого нельзя уклониться. Наступит и его срок для Великого выбора; этот приход ускорится, поскольку он остаётся верным великому выбору своего настоящего воплощения – стремлению сделать теософию живой силой в своей жизни.»
Б. П. Вадья,
из «Теософского движения»,
том X, июль 1940 года, стр. 129-131.