о карме...

Аватара пользователя
volt
Reactions:
Сообщения: 77
Зарегистрирован: 24 апр 2023, 20:07

Re: о карме...

Сообщение volt »

dusik_ie писал(а): 26 июл 2024, 07:59

Итак, о не соответствии теории и практики на примере школы Тхеревады.

1) По поводу переводов, я думаю эти два видео раскроют проблему более шире.
Часть первая

Часть вторая

2) По поводу же несоответствии теории и практики, то это несоответствие только кажется на первый взгляд. Причина здесь в том, что данную практику стараются рассмотреть в отрыве от самой теории. Точно также и сама теория будет казаться сложной и запутанной в отрыве от практик. Мы можем подойти к любому специалисту, занимающемуся какой-либо деятельностью и понаблюдать за его работой. В итоге будет жутко интересно и непонятно, это куча вопросов возникнет. Но есть еще особый контингент людей, которые еще начнут советовать специалисту как правильно нужно работать (а вдруг он/она не знают).
Данная практика, которую Вы привели, да еще множество других подобных ей, сводятся к четырем благородным истинам. Эти упражнения (назовём так) практикуют всю жизнь, вроде как они кажутся простыми, но это далеко не так. Чувства, которые возникают у практикующих очень важны и именно к ним в дальнейшем будут апеллировать. Если человек испытывает страдание, то нужно будет найти её причину. Причины же бывают как явные, так и скрытые. Попробуйте еще обнаружить их, так и вся жизнь может пройти в поисках. Тут важно, что все подобные практике сводятся к медитации на четыре благородные истины - всё остальное лишь производное от одной единственной медитации.

Каждый освещает темноту как может.
Аватара пользователя
rodnoy
Reactions:
Сообщения: 1089
Зарегистрирован: 18 мар 2022, 05:24

Re: о карме...

Сообщение rodnoy »

OK, здесь несколько моментов... Я их разделю в разные посты, чтобы не валить все в кучу...
(отмечу для всех моих последующих постов, что в Тхераваде я не силен)

Начнем с єтимологий и переводов...

dusik_ie писал(а): 26 июл 2024, 07:59

Таким образом, у меня почти нет никаких претензий к термину «манасикара», но очень большие возражения по поводу «патикула».

(1) Давай для простоты примем обще-принятый перевод в качестве "рабочего" - в качестве технического термина Тхеравады.

Во-первых, сорри, но переводам/трактовкам востоковедов я доверяю больше, потому что:
Во-вторых, у нас с тобой были "єтимологические" разногласия по поводу тех или иных санскритских терминов, и я, скажем так, не могу согласиться с твоим подходом в герменевтике.

Поєтому я буду считать єти моменты как "не относящиеся к делу".
Т.е. я предлагаю следовать (1) выше :)

dusik_ie писал(а): 26 июл 2024, 07:59

Используя фокусированную направленность моего ума, я пытаюсь обращать внимания не на внешнее (вид, явление) а добраться до сути (внутреннее или причину).

Или єто таки концетрация именно на внешних аспектах, т.е. именно на теле физическом, его "бренности" и т.п.
В Тхераваде єтому уделяется очень большое внимание - особенно на начальных єтапах.
Работа с "внешним" свойственна не только Тхераваде, но и наверное всем другим традициям.
Сравни єто хоть с Йогой: яма, нияма и т.п. - никто не начинает с самадхи, например.
В Махаяне то же: начинают от шравак, и далее через пратьекабудд и до боддхисаттв.
В Бон Дзогчен то же деление практик: внешние (примерно - сутраяна), внутренние (примерно - тантраяна) и секретные (собственно дзогчен/атийога).

И єто совсем не случайно: тело, ємоции и т.п. - єто то, что имеется у каждого в очевидно-наблюдаемом наличии. Поєтому и начинать необходимо именно с єтого, а не с каких-то абстрактностей, к-е все равно будут "фантазиями на тему" на данном єтапе практики.

Подытоживая єтот момент: никаких противоречий между теорией и практикой в Тхераваде, по крайней мере, касающихся пп.1-2, - я не вижу. Все полностью логично, и такая же ситуация и в других традициях.

P.S. Чисто в качестве предположения: возможно, ты видишь там какие-то "противоречия" потому что рассматриваешь єти практики в статике? Но єто ведь процесс: от простого к сложному, и лучше не прыгать в дифуры, не усвоив теорию пределов и т.п. - все равно ни фига не будет понятно. Только в математике существуют четкие критерии правильности решения той или иной задачи, а в "духовных" практиках єтот момент непонимания самому отловить гораздо труднее (если вообще возможно).

Далі буде про трупы и т.п...

Аватара пользователя
dusik_ie
Reactions:
Сообщения: 1431
Зарегистрирован: 06 апр 2022, 06:08

Re: о карме...

Сообщение dusik_ie »

volt писал(а): 26 июл 2024, 12:42
dusik_ie писал(а): 26 июл 2024, 07:59

Итак, о не соответствии теории и практики на примере школы Тхеревады.

1) По поводу переводов, я думаю эти два видео раскроют проблему более шире.

Во-первых, про переводы речи вообще небыло. Ну если у Вас есть сомнения в адекватности перевода текстов Тхеравады на соответствующем сайте, то перевод переводом, но значение имеет то, что люди делают (практикуют) на основе этих текстов.
Если бы было так, что русские монахи (или просто практикующие) делают одно, а буддисты на Цейлоне - совсем иное, то тогда можно было бы говорить - Вы сто-то не тудой перевели, а потому занимаетесь фигней. Но такого не происходит потому как те, кто привез в РФ как и в целом на Запад южный буддизм, сначала проходили обучение непосредственно в школах Востока.

Во-вторых видео, что Вы изложили, просто лишний раз показывает, насолько глубоко короста фашизма проникла в ваше общество. Сошлись двое - один, интеллигент старой школы с огромным опытом и богажом знаний и второй, молодой фашиствующий "знаток" несущий ту "этимологическую" пургу, которую на России запустил еще М. Задорнов в свое время, где если термин не только Востока, но и Запада созвучен или близко похож по произношению с русским словом, то и значение у них одинаковое. Помните, как у Задорнова было - эгипетский бог Ра и русское "Радость". Тоже самое этруски в Италии - цивилизация до Рима - это прарусские, а само слово этрусы означает - дети рыси, ну и т.д. в подобном духе.
Фашизм буйно расцветает в болоте полного невежества, мрачных условий жизни (полной безнадеги) и принципа, у кого сила, у того и правда. Ладно бы сила интеллекта, но нет.

Ну и в третьих. Хоть вульгарная этимология, хоть исторический подход - ничего это не гарантирует понимания хоть буддистских, хоть в целом Восточных текстов. Только теософы имеют здесь "окно возможностей", но только тогда, если они понимают ТД, через призму ее смотрят на Восточные авторитетные источники, складывают свое понимание метафизики, и затем выражают ее в практике и только тогда, когда они имеют реальные результаты - только тогда, для себя они могут решить, что что-то таки поняли в буддизме. По другому никак.

Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 3766
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: о карме...

Сообщение Вэл »

может я выражусь слишком категорично, но с моей точки зрения всю буддийскую онтологию сегодня можно выбросить в мусорное ведро. она устарела.

:-)

можно оставить лишь вполне понятные каждому "драгоценности". как заповеди.

Аватара пользователя
dusik_ie
Reactions:
Сообщения: 1431
Зарегистрирован: 06 апр 2022, 06:08

Re: о карме...

Сообщение dusik_ie »

rodnoy писал(а): 26 июл 2024, 13:59

Давай для простоты примем обще-принятый перевод в качестве "рабочего" - в качестве технического термина Тхеравады.

Без проблем. Меня данный вопрос вообще не заботит (в отношении предлагать это другим) потому как я не буддолог и мои знание санскрита/пали, что называется – «стремятся к нулю». Однако, мерилом того, что правильно понимается, а что нет есть только одно – реальный результат практики. Если его нет, то хоть наизусть знай Палийский канон, но толку от этого – ноль.

rodnoy писал(а): 26 июл 2024, 13:59

Или єто таки концетрация именно на внешних аспектах, т.е. именно на теле физическом, его "бренности"... И єто совсем не случайно: тело, ємоции и т.п. - єто то, что имеется у каждого в очевидно-наблюдаемом наличии. Поєтому и начинать необходимо именно с єтого, а не с каких-то абстрактностей, к-е все равно будут "фантазиями на тему" на данном єтапе практики.

Хорошо, допустим, что я просто лопух и все, как ты пишешь:

rodnoy писал(а): 26 июл 2024, 13:59

никаких противоречий между теорией и практикой в Тхераваде, по крайней мере, касающихся пп.1-2, - я не вижу. Все полностью логично, и такая же ситуация и в других традициях.

И чтобы опять не случилось – про Фому и про Ерёму уточняю: я не говорил, что есть противоречия в собственно древних источниках по теории и по практике, я говорю о их понимании, трактовке и практическом исполнении – никаких притензий к каконическим текстам у меня нет, только к их трактовке.

Теперь допустим, что все это понимается правильно (и ты сам это понимаешь), тогда давай, возьмем какое-то одно упражнение из указанных, например, созерцание разлагающегося трупа и опиши пожтапно, что по твоему мнению, должно будет происходить с созерцателем – какие положительные изменение от этой практики в нем произойдут и почему.

Лично мое мнение, в нем возможны только два пути – один, это развитие невроза и психического отклонения. А другой – привыкание, как у работника морга или медика.
Что другого должно произойти и почему мне не понятно.
С Другой стороны, возможно ты встречал где публикации, как кто-то практиковал эту «практику» - что он, благодаря ей приобрел?

Аватара пользователя
dusik_ie
Reactions:
Сообщения: 1431
Зарегистрирован: 06 апр 2022, 06:08

Re: о карме...

Сообщение dusik_ie »

Вэл писал(а): 26 июл 2024, 14:53

может я выражусь слишком категорично, но с моей точки зрения всю буддийскую онтологию сегодня можно выбросить в мусорное ведро. она устарела.

можно оставить лишь вполне понятные каждому "драгоценности". как заповеди.

Не согласен совершенно. Трактовки вместе с буддологами, даже такими как Торчинов, Рудой, Щохин и пр - можно выбросить. Есть правда такие, что "расширяют горизонт поиска", но таких очень мало (Щербацкой, например) и все они относятся к дореволюционной школе (если говорить о России)

Аватара пользователя
rodnoy
Reactions:
Сообщения: 1089
Зарегистрирован: 18 мар 2022, 05:24

Re: о карме...

Сообщение rodnoy »

dusik_ie писал(а): 26 июл 2024, 17:01

Однако, мерилом того, что правильно понимается, а что нет есть только одно – реальный результат практики. Если его нет, то хоть наизусть знай Палийский канон, но толку от этого – ноль.

Тогда вообще обсуждать нечего - НИ В ОДНОЙ известной мне традиции не существует, часто даже теоретически, метода/критерия верификации "реального результата практики" :)

Я пока что нашел единственную практику, к-я была подтверждена научно, с помощью приборов, в полном соответствии с научной методологией: єто йога туммо (см. статью в журнале "Nature" за, по-моему, 85-й год).

И єто ВСЕ :)

Я об єтом в свое время писал много и подробно еще на челласе.

Не знаю, помнишь ты или нет. Я еще использовал фразу "услоно-проверяемые" практики (туммо к ним не относится, потому что она проверяема научно). Одной из к-х (а может быть и единственной), например, является "йога сновидений".

Все другие практики, о к-х мне известно, НЕпроверяемы даже условно :)
Поєтому - о чем тогда вообще спорить? :)

dusik_ie писал(а): 26 июл 2024, 17:01

И чтобы опять не случилось – про Фому и про Ерёму уточняю: я не говорил, что есть противоречия в собственно древних источниках по теории и по практике (1), я говорю о их понимании, трактовке и практическом исполнении...(2)

Ну, тогда и здесь я не вижу никакого пространства для дискуссии, потому что твои трактовки - оккультно-теософские.
И с єтим мы пошли по n+1-му кругу одних и тех же аргументов :)

(1) именно в єтом и ни в чем другом был мой вопрос к тебе. Коль ты сам сказал, что ты не видиши там противоречий, то и мой вопрос снимается

(2) любые твои трактовки не будут (никем) считаться авторитетными: с одной стороны, ты не состоишь ни в одной из традиций и не авторизован никем давай какие-либо трактовки; с другой стороны - ты не востоковед и не владеешь материалом в достаточной мере; ну, т.е. єто будет такая же отсебятина, как и моя трактовка: в общем и целом, все те же "фантазии на тему"

Спор о "противоречиях" в "буддийских школах" между "теорией" и практикой я считаю завершенным :)


о трупах и о пользе и вреде от их созерцания - чуть папизже...

Аватара пользователя
dusik_ie
Reactions:
Сообщения: 1431
Зарегистрирован: 06 апр 2022, 06:08

Re: о карме...

Сообщение dusik_ie »

rodnoy писал(а): 26 июл 2024, 19:38
dusik_ie писал(а): 26 июл 2024, 17:01

Однако, мерилом того, что правильно понимается, а что нет есть только одно – реальный результат практики. Если его нет, то хоть наизусть знай Палийский канон, но толку от этого – ноль.

Тогда вообще обсуждать нечего - НИ В ОДНОЙ известной мне традиции не существует, часто даже теоретически, метода/критерия верификации "реального результата практики"

Йога делается для себя, а потому ее верификация – это собственная оценка. Если у меня в 58 лет густота волос 30 летнего человека, седина лишь слегка на висках, если показатели анализа крови соответствуют нормам 25 – 35 лет, если давление 125/80 – это все, не какие-то свои надуманные или внушенные ощущения – о которых другой может сказать, ты все это себе придумал, а это медицинский факт, как дополнение (дающая уверенность собственной рациональности) к своим субъективным ощущениям. Ощущениям здоровья, тонуса и соответствующей широты физических возможностей.

Никто в адеквате, не будет заниматься тем, что не дает вообще никакой фактической выгоды, даже полгода, ну пусть год продержится. Я же занимаюсь всем этим оккультизмом, более 30 лет.

Но чтобы не сложилось привратного мнения: не физическое здоровье цель – оно лишь средство (одно из). У больного или старого человека стремительно сокращается коридор возможностей. Влачить жалкое существование – как это видно по жизни некоторых совсем дряхлых стариков – это не по мне. Они бы давно уже умерли, если бы инстинктивным страхом, бессознательным, не цеплялись за жизнь. Я надеюсь (пока полной уверенности нет) что сам я смогу умереть достойно – то есть тогда, когда потенциал для адекватного существования будет исчерпан, и календарный возраст здесь не имеет никакого значения.

rodnoy писал(а): 26 июл 2024, 19:38

Я пока что нашел единственную практику, к-я была подтверждена научно, с помощью приборов, в полном соответствии с научной методологией: єто йога туммо (см. статью в журнале "Nature" за, по-моему, 85-й год).
И єто ВСЕ :)

Ого, неужто эта штука уже настолько исследована, что даже такой скептик как ты, можешь признать Туммо как факт?
А что насчет ламы Итигелова – что это за феномен?

rodnoy писал(а): 26 июл 2024, 19:38
dusik_ie писал(а): 26 июл 2024, 17:01

И чтобы опять не случилось – про Фому и про Ерёму уточняю: я не говорил, что есть противоречия в собственно древних источниках по теории и по практике

именно в єтом и ни в чем другом был мой вопрос к тебе. Коль ты сам сказал, что ты не видиши там противоречий, то и мой вопрос снимается

Извини, но я никогда не выпирал, типа, свою интуицию, и тем более, даже намеками не предлагал делать какую-либо ревизию древних мсточников. Весь Палийский канон мною принимается без каких-либо «но», за исключением относительно современных трактовок (именно только трактовок) его положений – в основном тех, что входят в противоречие с махаянскими течениями. С другой стороны, Абхидхармакоша Васубандху – это скорей пародия на Абхидхарму Тхеравады.

rodnoy писал(а): 26 июл 2024, 19:38
dusik_ie писал(а): 26 июл 2024, 17:01

И чтобы опять не случилось – про Фому и про Ерёму уточняю: ... я говорю о их понимании, трактовке и практическом исполнении...

Ну, тогда и здесь я не вижу никакого пространства для дискуссии, потому что твои трактовки - оккультно-теософские. )

ОК Давай проанализируем прямой текст (отрывок) из Сатипаттхана сутты – и ты укажешь, что в моем анализе указывает на «оккулЬтизм»

3. Осознанность через бдительность (сампаджаннья)
Кроме того,
(1) когда монах шагает вперед и назад, он полностью бдителен;
(2) когда он смотрит прямо и в сторону, он полностью бдителен;
(3) когда он сгибает и разгибает конечности, он полностью бдителен;
(4) когда он носит накидку, мантию и чашу, он полностью бдителен;
(5) когда он ест, пьет, жует, пробует на вкус, он полностью бдителен;
(6) когда он мочится и испражняется, он полностью бдителен;
(7) когда он идет, стоит, сидит, засыпает, пробуждается, разговаривает и молчит, он полностью бдителен. Таким образом он отслеживает тело в теле …

Этот отрывок не специфичен – можно взять любой другой где предлагается развивать осознанность через ***

Далее анализируем.

  1. Можно сказать, что эти слова указывают, что монах должен поддерживать свою бдительность на предельном ее уровне (полная бдительность) в течение всего периода бодрствования – от момента, когда он просыпается до момента, когда погружается в сон?

  2. Допустим слово «блительность» (что это такое?) не требует никакого уточнения (разбор этимологии слова на пали) и это та самая бдительность, что понятна всем без уточнения.

Но проблема в том, что всякому нашему действию предшествует акт осознания – прежде чем взять предмет в руку, мне приходит мысль или желание взять этот предмет, затем включается механизм мышечной активности, который у взрослого человека (не малого ребенка и не человека перенсшего недавно инсульт с параличем соответствующей функции) выполняется автоматически (почти бессознательно) который и реализует физически побуждение взять предмет.
Любому нашему сознательному действию предшествует его осознание или мотив/побуждение.
С другой стороны, мы можем совершать несколько действий одновременно (например: жевать попкорн, смотреть кино и жестикулировать руками одновременно) тогда можно сказать, что наша осознанность распределяется на все эти действия. И только тогда, когда мы делаем что-то очень важное или сложное – мы можем настолько сконцентрировать свое внимание на этом действии, что не будем замечать ничего другого вокруг – т.е. внимание на это другое будет как-бы отключено.
То есть это все – типичное распределение сил (ресурсов) по их значимости в данный момент, как то бывает по жизни во всем и у каждого.

А теперь вернемся к отрывку. Сказано – полная бдительность.
Представим, что человек все свое внимание (осознанность) направляет на бдительность – он ничего вообще больше не делает, а только бдит. Это будет полная, максимально возможная бдительность для этого человека.

Однако, по рекомендации сутты монах, поддерживая этот максимальный уровень бдительности должен еще делать другие свои повседневные дела. Но как это возможно, если все свое внимание он направил на бдительность и ни на что другое этого внимания уже не остается?

Разве не должно возникнуть у всякого, кто пытается детально изучать вопрос, какие-то сомнения или что-то такое, что укажет – что-то тут не так?

Что извини «оккулЬтного» я применил в выводе к этому анализу?

И я тебе скажу, что я здесь вижу и что применяю – и для меня в этом абсолютная мудрость этой сутты, и почему я ее считаю архи важной.

Поддержание осознанности как целостного нечто, что развивается через свои проявления в виде того, что здесь именуется как «бдительность», «контроля дыхания», «контроля положения тела» и всего прочего, по пунктам, что указано в сутте, не требует затрат энергии или усилий по направлению внимания. Наоборот – нужно добиваться неделания – пресечения автоматической, инстинктивной активности по вовлечению бодрствующего сознания в то, что является естественным состоянием сознания (осознанности). Она уже есть, но о ней человек как бы забыл и она «потерялась под слоем пыли забвения» - если допустима подобная аллегория. Развитие здесь – это по сути, возвращение утреченного но на новом витке или в новом качестве. Старая способность такой осознанности сохраняется только у совсем маленьких детей, когда говорят, что они еще в бессознательном возрасте. Вот когда они впервые знакомятся с окружающим их миром, то «ядро» осознанности у них активно. Но по мере взросления, оно уходит на задний план.

И да, почти всю характеристику, что я прописал выше можно отнести к оккультизму – тут я возражать не стану. Но то мое и для меня. Однако если его полностью исключить, в этом вопросе, разве не останется ничего того, о чем стоит задуматься?

Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 3766
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: о карме...

Сообщение Вэл »

dusik_ie писал(а): 26 июл 2024, 17:11
Вэл писал(а): 26 июл 2024, 14:53

может я выражусь слишком категорично, но с моей точки зрения всю буддийскую онтологию сегодня можно выбросить в мусорное ведро. она устарела.

можно оставить лишь вполне понятные каждому "драгоценности". как заповеди.

Не согласен совершенно. Трактовки вместе с буддологами, даже такими как Торчинов, Рудой, Щохин и пр - можно выбросить. Есть правда такие, что "расширяют горизонт поиска", но таких очень мало (Щербацкой, например) и все они относятся к дореволюционной школе (если говорить о России)

я менее всего имел в виду трактовки всяких там буддологов, которые занимались переводами буддийских трактатов на тот или иной язык. я имел в виду весь онтологический комплекс известного нам буддизма, на основании которого были сформулированы все его инициирующие догмы.

:-)

догмы в общем правильные, на мой взгляд. а вот основания для обоснования этих правильных догматов слишком метафизичны и потому не убедительны. но 2000 лет назад ментальность у людей не была восприимчивой к более строгой основательной онтологической системе общего пользования. а теперь уже как бы созрела и может переварить что-то новенькое.

прим.: надо заметить, что при этом буддизм со своей онтологией намного превосходит и христианство и ислам, чьи догмы под собой не имеют и малейших признаков опоры хоть на какую-то онтологию.

:-)

=======================

приложение.

Письмо № 87 (ML-10)⚓
Получено А. Хьюмом в Симле, 1882 г.
Переписано А.П. Синнеттом в Симле 28 сентября 1882 г.
Заметки, сделанные К.Х. к вводной главе, которую Хьюм назвал «Бог», задуманной как предисловие к книге об оккультной философии (в сокращении).


Письмо № 88[306](ML-22)⚓
Получено в октябре 1882 г.
Выдержка из письма К.Х. Хьюму. Получено для прочтения в конце 1882 г. (А.П. Синнетт).

Аватара пользователя
rodnoy
Reactions:
Сообщения: 1089
Зарегистрирован: 18 мар 2022, 05:24

Re: о карме...

Сообщение rodnoy »

dusik_ie писал(а): 27 июл 2024, 04:13

Йога делается для себя, а потому ее верификация – это собственная оценка. Если у меня в 58 лет густота волос 30 летнего человека, седина лишь слегка на висках, если показатели анализа крови соответствуют нормам 25 – 35 лет, если давление 125/80 – это все, не какие-то свои надуманные или внушенные ощущения – о которых другой может сказать, ты все это себе придумал, а это медицинский факт, как дополнение (дающая уверенность собственной рациональности) к своим субъективным ощущениям. Ощущениям здоровья, тонуса и соответствующей широты физических возможностей.

Никто в адеквате, не будет заниматься тем, что не дает вообще никакой фактической выгоды, даже полгода, ну пусть год продержится. Я же занимаюсь всем этим оккультизмом, более 30 лет.

Сначала о главном... Причем тут "оккультизм" до твоего здоровья? :)
Я так понммаю, что ты на полном серьезе думаешь, что это из-за твоего "оккультизма"...
А ведь это может быть (и скорее всего) просто-банально: гены, диета, физическая подготовка :)
На первое ты (и никто другой) прямо влиять не может, только косвенно, через два других слагаемых (на эксперссию генов, и далеко не всегда).

Причем это не какая-то спец.диета - это обычная и давно всем известная сбалансированная диета, без излишеств. И не какой-то там спец.тренинг, а простые прогулки каждый день на пару км, базовые растяжки, базовые отжимания от пола, подтягивания и т.п. - этого БОЛЕЕ чем достаточно, если это делается на регулярной основе, каждый день или через день :)

Эти три слагаемых удаовлетворительно объясняют (причем научно) твой случай.
А также тысячи, если не миллионы, других случаев, для других людей.
Которые твой (и любой другой) "оккультизм" в галаза не видели, но имеют точно такое, или лучше, состояние здоровья, чем у тебя.

Поэтому повторю: причем тут "оккультизм" до твоего здоровья? :) (это вопрос риторический, якщощо, потому что я на 99% уверен, что у тебя нет никаких объективных доказательств для твоего вывода)