Санкции США в отношении RT: хронология
«В пятницу 13 сентября Госдепартамент США сообщил о причастности российской разведки к работе государственной медиагруппы «Россия Сегодня» (RT) и обнародовал данные о ее деятельности, собранные американскими спецслужбами.
США наложили санкции на саму компанию «Россия Сегодня», связанную с ней компанию «ТВ-Новости», директора «Россия Сегодня» и телеведущего Дмитрия Киселева.
По словам Госсекретаря Энтони Блинкена, «Россия Сегодня» (RT) интегрирована в операции российской разведки и пытается оказать влияние не только на выборы в США, но и на выборы во многих странах мира.
«Наше самое мощное противоядие от российской лжи — это правда. Это проливание яркого света на то, что Россия пытается сделать под покровом темноты», — сказал Блинкен на брифинге в пятницу.
Цель заявления Госдепартамента — проинформировать другие страны о подлинной деятельности «Россия Сегодня» и предупредить их о рисках, представляемых российским вещателем.
Как сообщает Госдепартамент, весной 2023 года правительство России внедрило в медиакомпанию «организацию, обладающую возможностями для проведения киберопераций и связанную с российской разведкой».
Эта организация занимается операциями оказания влияния и «разведывательными операциями».
Собранная ей информация передается российской разведке, СМИ, частным военным компаниям и другим структурам российских властей.
Спойлер
По данным Госдепартамента, главному редактору «России Сегодня» Маргарита Симоньян и ее заместителю напрямую известно о работе этого разведывательного подразделения.
Госдепартамент также сообщает, что «Россия Сегодня» использует «якобы независимые» издания для тайного распространения своих материалов. К этим изданиям Госдепартамент причисляет African Stream и германскую платформу «Red», которая, по словам властей США, организовала протесты в Германии.
США также внесли в санкционные списки АНО «Евразия» и ее учредителя Нелли Парутенко за схему, направленную на подрыв демократии в Молдове. Эта схема работала в интересах подсанкционного молдавского олигарха Илана Шора, утверждают в Госдепартаменте.
По словам властей США, Россия также предпринимала усилия повлиять на Францию и дестабилизировать правительство Аргентины.
«Россия Сегодня» также секретно управляет платформой для сбора средств, которая закупает и передает российским военным в Украине военное снаряжение, в том числе китайского производства.
Главный редактор RT Маргарита Симоньян отреагировала саркастично: «Я не зря прожила жизнь. Серьезно», — написала она в своем телеграм-канале. Она добавила, что сотрудники RT «Занимались, занимаемся и заниматься будем» помощью спецслужбам и военными поставками.
Неделю назад Министерство юстиции США предъявило обвинения в отмывании денег двум сотрудникам RT, которые, согласно данным прокуратуры, финансировали консервативную медиакомпанию в штате Теннесси с целью продвижения выгодных Кремлю нарративов в США.
США начали предпринимать меры в отношении RT еще в 2017 году, после крупномасштабного российского вмешательства в президентские выборы 2016 года:
• Сентябрь 2017 года
Власти США обязали RT зарегистрироваться в качестве иностранного агента в рамках закона FARA. Исторически этот закон распространялся на лоббистов и пиарщиков, работающих на иностранные государства, организации и физлица, но не на медиаорганизации. FARA не останавливает или запрещает деятельность «иностранного агента», а обязывает его отчитываться перед американскими властями и предоставлять Минюсту США информацию о его финансировании и контактах. Он также должен сообщать публике, что его контент финансируется иностранным государством. Это решение в отношении RT было принято после того, как ФБР получило от Эндрю Файнберга, бывшего сотрудника «Спутника» (проект новостного агентства «Россия Сегодня»), архив электронных сообщений и документов из организации.
• Ноябрь 2017 года
RT America, дочернее предприятие «Россия Сегодня», зарегистрировалось в качестве иностранного агента в США. «Американцы имеют право знать, кто действует в Соединенных Штатах с целью повлиять на правительство или общественность США от имени иностранных принципалов», — сказал исполняющий обязанности заместителя генерального прокурора США Дана Бенте.
• Март 2022 года
Компания RT America прекратила деятельность и уволила сотрудников после того, как крупные американские спутниковые операторы перестали транслировать ее программы. Операторы приняли это решение в связи с российским полномасштабным вторжением в Украину.
• Сентябрь 2024 года
Минюст США обвинил Россию в проведении широкомасштабной кампании по оказанию вредоносного влияния на предстоящие президентские выборы.
Минфин США наложил санкции на главного редактора «Россия Сегодня» Маргариту Симоньян и еще девятерых физических и двух юридических лиц, связанных с компанией «Россия Сегодня» или предполагаемой российской операцией влияния в соцсетях «Доппельгангер» (Doppelganger).
Минюст США также возбудил уголовное дело против двух сотрудников «Россия Сегодня» по обвинениям в отмывании денег. Согласно обвинительному акту, сотрудники вместе с двумя иностранными гражданами, живущими в США, создали медиакомпанию и заключили договора о сотрудничестве с популярными консервативными блогерами. Сами блогеры не знали, что компанию финансирует Россия.
Хотя компания не называется в судебных документах, журналисты позже установили, что речь идет о Tenet Media. Судя по обвинительному акту, через эту схему «Россия Сегодня» пыталось внедрить в американское медиапространство выгодные Кремлю нарративы. Вдобавок к этому американские власти признали компанию «Россия Сегодня» и все ее дочерние предприятия «зарубежной миссией», что требует более подробного отчета об их сотрудниках и недвижимости.»
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Что известно о медиакомпании из США, которая могла распространять российскую пропаганду на деньги RT?
Meta заблокировала аккаунты RT и других российских государственных СМИ на своих платформах
«Meta заявила, что российские СМИ причастны к деятельности, связанной с иностранным вмешательством.
Владелец Facebook компания Meta заявила в понедельник, что она заблокировала аккаунты RT, медиагруппы «Россия сегодня» и других российских государственных медиасетей на своих платформах, объяснив это тем, что эти издания использовали обманную тактику для проведения тайных операций влияния в интернете.
Спойлер
Reuters напоминает, что предыдущие годы Meta предпринимала более ограниченные меры, такие как блокировка рекламы и уменьшение охвата постов этих СМИ.
«После тщательного рассмотрения мы расширили наши меры, направленные против российских государственных медиаорганизаций. Теперь “Россия сегодня”, RT и другие связанные с ними организации запрещены в наших приложениях по всему миру за деятельность, связанную с иностранным вмешательством», – говорится в письменном заявлении Meta.
Компания отметила, что применение запрета начнется в ближайшие дни. Кроме Facebook, к приложениям Meta относятся Instagram, WhatsApp и Threads.
Посольство России не ответило на просьбу Reuters о комментарии. Белый дом отказался от комментариев.
Ранее в этом месяце США предъявили обвинения в отмывании денег двум сотрудникам RT. По словам официальных лиц, они планировали нанять американскую компанию для производства онлайн-контента с целью повлиять на выборы 2024 года.
Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил в пятницу, что страны мира должны относиться к деятельности российского государственного вещателя RT так же, как к тайным разведывательным операциям.
RT осудила действия США, заявив, что Вашингтон пытается помешать вещателю работать в качестве журналистской организации.
В информационных материалах, предоставленных Reuters, Meta заявила, что наблюдала, как российские государственные СМИ пытаются избежать обнаружения своей деятельности в интернете, и она ожидает, что они продолжат использовать обманные методы в будущем.»
ICIJ обнаружил ещё одно звено кремлёвской дезинформации
«Консорциум журналистов-расследователей, ICIJ, обнаружил структуру по дезинформации, бразды управления которой тянутся из администрации президента России Владимира Путина. Ее внутреннее название – "Команда И". Утечка документов произошла из, находящегося под санкциями, "Агентства социальных проектов". С документами ознакомились издания Süddeutsche Zeitung и Delfi Estonia.
Спойлер
Центр "Досье" пишет, что высокопоставленные представители администрации президента каждую неделю проводят летучки с сотрудниками "Команды". Расследователи утверждают, что проект курирует заместитель главы АП Сергей Кириенко. Активно участвует в совещаниях глава управления внутренней политики (УВП) Александр Харичев. Ответственная за продукт команды – референтка управления по развитию информационных технологий и инфраструктуры связи София Захарова.
"Команда" почти ничем не отличается от других "фабрик троллей": они рисуют мемы и карикатуры, монтируют видео и владеют сетью ботов, которые пишут комментарии и распространяют эти материалы. Но структура также занимается подделкой сайтов известных западных медиа, где выходят дезинформационные статьи, и нанимает людей для рисования граффити.
Известно, как минимум, о двух достижениях "Команды". Осенью 2023 года их мем с Зеленским разместил Илон Маск, а член Палаты представителей США Марджори Тейлор Грин публично объявила, что Украина торгует органами детей.
О создании поддельных сайтов медиа было известно и ранее – западные журналисты дали им название Doppelganger, или "Двойник". Их созданием занимался политтехнолог Илья Гамбашидзе и его "Агентство социальных проектов". В марте 2024 года они попали под санкции США. На это обращает внимание телеканал "Настоящее время"
Дезинформационная работа также направлена на эмигрантов из России. Речь идет, например, об усиления недоверия к "главным деятелям эмиграции – Михаилу Ходорковскому, Гарри Каспарову, Леониду Волкову, Илье Пономарёву и Марии Певчих.
Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) — независимое объединение журналистов с основным офисом в Вашингтоне. По состоянию на 2021 год в объединение входили более 280 журналистов-расследователей и около 100 СМИ из более чем 100 стран.
Крупнейшими проектами ICIJ стали публикации документов о коррупции и уклонении от уплаты налогов мировыми лидерами — Панамские документы (2016), Райские документы (2017) и Архив Пандоры (2021).»
Microsoft: российские "тролли" распространяют фейки о Харрис
"Фабрики троллей", предположительно связанные с Кремлём, распространяют фейковые видео, направленные на дискредитацию кандидатки на пост президента США Камалы Харрис. Об этом говорится в свежем отчёте компании Microsoft.
Microsoft отмечает, что российские "тролли" активизировались в конце августа – спустя месяц после выхода из предвыборной гонки нынешнего президента США Джо Байдена. В отчёте упоминаются две группировки "троллей" – Storm-1516 и более новая Storm-1679.
Спойлер
Группировка Storm-1516 создала и распространила два фейковых видео о Харрис, каждое из которых собрало миллионы просмотров. В первом ролике, как следует из подписи к нему, "сторонники Харрис нападают на участника митинга в поддержку её соперника Дональда Трампа". Во втором постановочном ролике молодая девушка утверждает, что на неё в 2011 году наехала Харрис, в результате чего её парализовало. Видео "тролли" опубликовали на сайте, маскирующемся под СМИ, созданном всего за несколько дней до публикации фейковых роликов.
Группировка Storm-1679, переключившись с производства контента об Олимпиаде в Париже, тоже создала два фальшивых видео о политике Харрис. На одном из них изображён рекламный щит в Нью-Йорке, на котором транслируется фейковая агитация: "Тысячи детских пенисов по всей Америке ждут, чтобы их отрезали. Голосуй за Харрис! Она обещает бесплатную операцию по смене пола для ваших детей, нравится вам это или нет. Сделаем мальчиков снова девочками!".
Ролик за четыре часа набрал более ста тысяч просмотров в соцсети X.
В Microsoft ожидают, что прокремлёвские "фабрики троллей" – новые и старые – продолжат распространять постановочные ролики в том числе с использованием искусственного интеллекта в преддверии выборов президента США, которые пройдут 5 ноября. Также в отчёте Microsoft упоминается аналогичная деятельность "фабрик троллей" в Иране и Китае.»
Калифорния приняла законы о борьбе с дипфейками в политической рекламе
Спойлер
«Свое несогласие с новыми мерами выразил владелец социальной сети Х
Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом на этой неделе подписал три закона, ограничивающих роль искусственного интеллекта, особенно дипфейковых аудио- и видеоматериалов, в избирательных кампаниях.
Один из законов, который вступил в силу немедленно, запрещает распространение «существенно обманчивых аудио- и видеоматериалов о кандидате» за 120 дней до и 60 дней после выборов.
Другой закон требует, чтобы связанная с выборами реклама, в которой используется контент, созданный с участием ИИ, содержала информацию, предупреждающую зрителей или слушателей об этом факте.
Третий закон требует, чтобы крупные онлайн-платформы принимали меры по блокировке «существенно обманчивого контента, связанного с выборами в Калифорнии», и удаляли такие материалы в течение 72 часов после получения уведомления о его наличии.
«Обеспечение честности выборов имеет важнейшее значение для демократии, и нам крайне важно сделать все, чтобы искусственный интеллект не использовался для подрыва доверия общественности через дезинформацию, особенно в сегодняшнем напряженном политическом климате», – говорится в заявлении Ньюсома.
«Эти меры помогут бороться с вредоносным использованием дипфейков в политической рекламе и другом контенте, что является одной из нескольких областей, в которых штат проявляет инициативу по поддержке прозрачного и надежного ИИ», – добавил он.
Калифорния – не единственный штат, в котором приняты законы, регулирующие использование фальшивого контента в политической рекламе. Однако применение запрета в течение 60 дней после выборов уникально и может быть взято на вооружение другими штатами.
Критика технологических титанов
Ожидается, что социальные сети и защитники свободы слова оспорят новые законы, настаивая на том, что они нарушают свободу слова, гарантированную Первой поправкой к Конституции США.
Одним из главных оппонентов является владелец социальной медиаплатформы Х миллиардер Илон Маск, который активно использует Х для выражения поддержки кандидату в президенты от Республиканской партии Дональду Трампу.
В июле Маск опубликовал видео, в котором использовал технологию дипфейк, чтобы спародировать голос вице-президента Камалы Харрис. В ролике клонированный голос описывает Харрис как «марионетку глубинного государства» и «исключительный пример приема на работу по политкорректным соображениям».
После того, как во вторник Ньюсом подписал новые законы, Маск снова опубликовал это видео, написав: «Губернатор Калифорнии только что, в нарушение Конституции США, сделал это пародийное видео незаконным. Будет жаль, если оно станет вирусным».
Регулирование на федеральном уровне
Большинство законодательных усилий по регулированию ИИ в политике до сих пор предпринималось на уровне штатов. Однако на этой неделе двухпартийная группа законодателей в Конгрессе предложила наделить Федеральную избирательную комиссию полномочиями по контролю за использованием ИИ в политических кампаниях.
В частности, это позволит ведомству запретить использование дипфейков, создающих впечатление, что кандидат-соперник говорил или делал что-то, чего он на самом деле не говорил и не делал.
Выступая на мероприятии, организованном изданием Politico на этой неделе, заместитель генерального прокурора США Лиза Монако заявила, что существует явная необходимость в появлении правил, регулирующих использование ИИ в политических кампаниях, и выразила уверенность, что Конгресс примет соответствующие меры.
По ее словам, хотя ИИ сулит множество преимуществ, он также «снижает барьер для проникновения всевозможных злоумышленников».
«Я уверена, что со временем в законодательство будут внесены изменения», – добавила она.
Минимальная роль дипфейков в избирательных кампаниях
Перед началом избирательной кампании 2024 года были опасения, что неконтролируемое использование технологий дипфейк приведет к появлению огромного количества контента, вводящего в заблуждение.
По словам главного редактора сайта PolitiFact Кэти Сандерс, этого не произошло. «Все вышло не так, как многие опасались», – заявила она «Голосу Америки».
«Не до конца уверена, что это хорошая новость, потому что в политической рекламе по-прежнему много дезинформации. Просто она генерируется не искусственным интеллектом. Она основывается на тех же приемах – преувеличении позиции оппонента или вырывании фрагментов из контекста», – добавила она.»