Ровно 80 лет назад были освобождены узники одного из крупнейших нацистских лагерей смерти – Аушвиц-Биркенау в Освенциме. Его создал авторитарный режим людоедного диктатора, который хотел править миром, и в конце концов потерпел поражение. Но время покажет, что диктаторы возрождаются, а человечеству нельзя расслабляться.
Анна Арендт, немецко-американская теоретикиня политологии, историкиня, одна из важнейших мыслительниц XX века, исследуя истоки тоталитаризма, писала: правительственные структуры, созданные Сталиным и Гитлером, представляют "абсолютно новую форму правления", которая, вероятно, вновь появится в различных других формах в будущем. Она также предостерегла, сказав, что "все идеологии содержат тоталитарные элементы".
Ее слова были пророческими. Ровно через 67 лет после того, как Гитлер стал рейхсканцлером Германии, 7 мая 2000 года президентом России стал Путин.
Реклама:.
Я не буду описывать две очень похожие Олимпиады, не буду комментировать серьезное издание "Time", с разницей в 70 лет назвавшее обоих диктаторов людьми года. Не прибегая к глубокому анализу исторических и социальных причин, приведших этих людоедов к власти, безоговорочным остается факт, что это стало возможным благодаря формальному разрешению на это как немецкого, так и российского общества.
По справедливой оценке Ларисы Якубовой, доктора исторических наук и члена-корреспондента НАН, формально диктаторам требовалось само население, боящееся даже собственной тени. Несостоятельность сопротивляться тоталитарной диктатуре, отбирающей у общества права и свободы, приводит впоследствии к катастрофическим последствиям.
Что же общего мы можем увидеть сегодня, когда очаг войны в центре Европы в 21-м веке набирает все больше катастрофических последствий?
Уместно было бы сказать, что, вероятно, слишком поздно, лишь в 2008 году, отдельные исследователи в связи с событиями в Грузии начали проводить аналогии между двумя диктаторами. Именно тогда руководство России начало хладнокровно воплощать свой план, который был уже давно заявлен в различных официальных документах.
В 2008 году мы узнали, что у России есть особые права в привилегированных зонах на постсоветском пространстве. Первая война в Грузии стала заявкой на ревизию системы международных отношений. Именно эта война, если прибегнуть к аналогиям, по духу напоминала аннексию Гитлером Судетской области в 1938 году.
Европейские и американские лидеры погрузились в целый ряд других глобальных и внутренних проблем, оставив эту агрессию без внимания, в надежде, что на этом все закончится. И это, конечно, стало стимулом к дальнейшим аннексиям "собирателя земель русских" и "реставратора СССР" Путина.
В феврале 2010 была провозглашена новая российская военная доктрина, а в феврале 2013 – новая внешнеполитическая концепция. В ней определенно заявлено, что Россия оставляет за собой право защищать русское население за пределами своей территории.
Как полностью зависимым от их собственных психических расстройств, диктаторам крайне необходимо было создать систему зависимых и преданных им людей. Так, по словам все той же Анны Арендт, именно лояльность к вождю становится главным критерием продвижения по службе. Амбициозные члены партии соревнуются друг с другом, чтобы выразить свою лояльность, а вокруг лидера развивается культ личности.
Не так ли это сейчас в России? Не видим ли мы сегодня всемогущего лидера? Даже если он не отличается особой компетентностью, и члены его ближайшего окружения знают о недостатках, они остаются верны ему из страха, что без него развалится вся властная структура.
После прихода к власти, по словам Арендт, тоталитарные движения сталкиваются с серьезной дилеммой выполнения своих обещаний. Они решают эту проблему, вступая в постоянную борьбу с внешними и внутренними врагами, реальными или воображаемыми, чтобы иметь возможность сказать, что в каком-то смысле они еще не обрели силу, необходимую для выполнения своих обещаний.
То есть, тоталитарные правительства должны постоянно бороться со своими врагами, чтобы выжить. То есть и Гитлер, и Путин, использовали создание образа внешней угрозы и внутренней угрозы для внутреннего пользования и удержания собственной безграничной власти.
Путин, как и Гитлер, долго готовил страну к войне, убирал немногочисленных оппонентов и создал мощную пропагандистскую машину. Именно пропаганда становится едва ли не главной их точкой опоры и оправданием постоянных войн. В 1938 году Германия захватила Австрию, назвав это "воссоединением". Как и в Крыму, там был проведен псевдореферендум, чтобы легитимизировать аншлюс.
Затем Гитлер аннексировал Судеты, объяснив это защитой прав немцев, проживающих в регионе. Не подобная ситуация с началом войны в Донбассе в 2014 году?
В 1939 году нацистская Германия вторглась в Польшу, Россия же в феврале 2022 года начала полномасштабную войну на Украине. Оба диктатора попытались представить свою агрессию в качестве защиты от нападения. С точки зрения современного фюрера, существование Украины в ее современных границах недопустимо, так что украинское суверенное государство, как он считает, в случае его успеха может нанести удар по геополитической безопасности России. Эту версию, как и о месте, откуда готовилось наступление на Белоруссию, мы слышим и по сей день.
Конечно, нам нужны не только факты, объединяющие эти два режима. Нам нужен план по выживанию и победе над диктатором. Но все же, перед тем, как вспомнить конец одного из них и предсказать неизбежный финал другого, я вспомню еще о чем-то важном для понимания родства двух диктатур.
По состоянию на январь 2025 года, война на Украине длится уже почти 11 лет. При этом фаза полномасштабной агрессии уже достигла отметки 2 года и 11 месяцев. По масштабам потерь, привлеченных ресурсов и продолжительности она, конечно, все еще остается не самой смертоносной среди известных человечеству войн. Тем не менее точно занимает место самого жестокого акта усилия 21-го века.
Я не выбираю путь историка. Был ли я прав, говоря о начале Третьей мировой войны – скажут за сто лет наши потомки. Но уже сегодня очевидно, что война, начатая параноидальным, психически больным фюрером, имеет все шансы занять свое место на пьедестале самых страшных событий человеческой истории. Будет ли это именно так – зависит от того, какой путь выберет Украина и все цивилизованное общество. Выберет именно сейчас, на полях сражений российско-украинской войны.
Сейчас трудно выяснить, в какой исторической параллели сегодня находится Путин. Очевидно, только одно – война продолжается. Это не шутка, не случайность, не ошибка, не кошмарный сон. Само по себе это никуда не пойдет и не рассеется. И, как в любой войне, можно выиграть или проиграть. Почему предпочесть – зависит только от нас. В этой борьбе с людоедским диктатором нам нужно быть вместе. Это – сильный враг, на борьбу с которым и Украина, и весь демократический мир должны объединить все силы.
Потому что пока Запад продолжал бояться "красных линий" Путина и читал молитву о необходимости избежания эскалации, вокруг России уже объединились Китай, Северная Корея и Иран. Промедление демократических стран с предоставлением Украине необходимого количества оружия привело к тому, что ситуация на поле боя изменилась. Мы вошли в состояние затяжной войны, выход из которой еще впереди. На фронте появились новейшие технологии, которые уже становятся решающими, и изменят глобальную безопасность будущего.
Украинцы сегодня воюют с тиранией, но ограничится ли эта война только Украиной – это то, чем должен беспокоиться весь демократический мир. И действовать!
Конечно, диктаторский режим более приспособлен к войне. Такой режим может быстро отправить миллионы людей в копать окопы, производить снаряды и дроны. При диктатуре, наверное, никто не посмеет уклониться от мобилизации. Диктаторские режимы умеют мобилизовывать все ресурсы для ведения войны.
Но точно (й история это подтверждает) чего не могут диктаторские режимы – не допускать фатальных ошибок. Там, где все решает один человек, нет места для других мыслей. Поэтому для Гитлера решение о нападении на СССР со временем станет фатальным. Принятие Путиным решения о нападении на Украину в 2022 году тоже станет фатальным благодаря нашим невероятным усилиям.
В войне с этим диктатором нам надо не просто выжить, но и осознать новую стратегию, цель которой не только контроль ситуации на поле боя, но и формирование системы жизнестойкости страны и перехода к новым технологическим решениям.
Эта война уже другая. Поэтому не просто выдержка, а решительный и своевременный ответ на новые вызовы станут залогом нашей Победы.
Слава Украине!
Валерий Залужный.
Колонка – материал, который отражает исключительно точку зрения автора. Текст колонки не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, которая в ней поднимается. Редакция "Украинской правды" не отвечает за достоверность и толкование приведённой информации и выполняет исключительно роль носителя. Точка зрения редакции УП может не совпадать с точкой зрения создателя колонки.