Приведённые выше Джай слова из поста Вэла всё таки заставили найти то Письмо и отрывок с мухами привести здесь, уж больно некоторые теософы буквально повторяют в себе те характерные черты, о которых пишет К.Х. Заодно полезно напомнить всем и себе, в первую очередь, о критичности и честности Махатмы.
"В одном грехе, однако, я сознаюсь, что «виновен». Этот грех заключается в очень остром чувстве раздражения против м-ра Хьюма после получения его торжествующего статистического письма, ответ на которое вы находите включенным в состав вашего.... .
Если бы я не был раздражен, я, возможно, не провинился бы в пропуске. Это теперь моя Карма. Мне не следовало раздражаться или терять хладнокровие; но это его письмо, я полагаю, было седьмым или восьмым в таком роде в течение двух недель.
И я должен сказать, что наш друг применяет наиболее жульнически свой интеллект в выдвигании наиболее неожиданных софизмов, чтобы щекотать человеческие нервы, какой я когда-либо знавал! Под видом строгого логического рассуждения он совершает ложные выпады в своего противника и каждый раз, не будучи в состоянии найти уязвимое место и будучи изобличен, он ответит с наиболее невинным видом: «Что вы! Это – для вашей пользы, и вы должны бы быть благодарны! Если бы я был Адептом, я всегда бы знал, что мой корреспондент подразумевал и т.д.»
Будучи Адептом в некоторых малых делах, я знаю, что он в самом деле подразумевает; и его подразумевание сводится к следующему: если бы мы разгласили ему всю нашу философию, не оставив никакой несовместимости необъясненной, это все же ни к чему не привело бы. Ибо, как в наблюдении, воплощенном в куплете Hudibrassian:
«У этих мух имеются другие мухи, кусающие их. А у тех мух – свои мухи, и так без конца».
Так и с его возражениями и аргументами. Объясните ему одно и он найдет изъян в объяснении; удовлетворите его, доказав, что последнее, в конечном счете, было правильно и он кинется к вам за то, что вы говорите слишком медленно или слишком быстро.
Это невозможная задача и я от нее отказываюсь. Пусть это длится до тех пор, пока все не будет раздавлено собственным весом. Он говорит: «Ни у какого папы римского целовать туфлю я не могу», забывая, что никто его об этом не просит.
«Я могу любить, но не могу поклоняться», – говорит он мне. Пустые слова – никого он не может любить и никого не любит, кроме А.О.Хьюма, и никогда не любил. И действительно, можно бы воскликнуть: «О, Хьюм, пустые слова твое имя!» – и это доказывается следующими словами, которые я выписываю из одного из его писем: «Если не по другой причине, я бы любил М. за его большую преданность вам, а вас я всегда любил (!). Даже когда наиболее зол на вас, так как всегда наиболее чувствителен по отношению к тем, о ком он наиболее заботится, даже тогда, когда я был вполне убежден, что вы – миф, даже тогда мое сердце стремилось к вам, как оно часто стремится к открыто выдуманным героям». Какая-нибудь сентиментальная Бекки Шарп, пишущая воображаемому возлюбленному, едва ли смогла бы выразить свои чувства лучше!"
Письма Махатм", Письмо 88б. К.Х. – Синнетту.
Давно брат наш Ром напоминает мне О.Хьюма. Интеллект блестящий при полном отсутствии интуиции, что происходит, когда Антахкарана "умерла". Клеветники, два жбана из одной лодки - гомо и ересити - изображены К.Х. мухами, населённых бесконечным числом, уже кусающих их, мух.
«Бездумны те, кто, размышляя над настоящим, добровольно закрывают глаза на прошлое, оставаясь, естественно, слепыми к будущему!»
Письмо 1. К.Х. – Синнетту