Теперь серия важных классических заблуждений. Все они, хоть на первый взгляд, разрозненные, но тем не менее, имеют общие корни, что потом, как обобщение, будет видно
5. Либо медиумизм, либо тупизм.
Берем любое упражнение хоть из древних, хоть современных авторов по практической йоге или цигун – не важно. Любая практика, где подразумевается взаимодействие внутреннего (мысль, чувство) и внешнего (общая физическая активность). Подразумевается – часто только в теории, но на практике – нет. То есть, автор предлагает, например, асаны или пранаяму, понимаемые как буквально исполнение описанной процедуры (позы, дыхательные или физические упражнения) ничем, по сути, не отличающихся от обычной гимнастики.
Очень редко кто из авторов йоги пишет, типа: «
Концентрация внимания, при выполнении асаны, на...» - это хоть как-то еще «впрегает» мысль, но в основном, в современном потреблении, асаны – это просто «статическая гимнастика» и не более того.
Результат, в основном, такой же, как и от гимнастики, если не иметь ввиду некоторые «запредельные» пранаямы из Бхастики/капалабхати. Например, делать 120 дыханий в минуту – можно, конечно, рискнуть, но любой здравый человек понимает – либо сдесь что-то не так, либо в древности люди были другие. Потому как, от подобного упражнения можно потерять сознание, а потом, боль или дурман в голове.
Практики «концентрации» или «медитации» - эти уже подразумевают взаимодействие внутреннего и внешнего и именно здесь решается тот выбор, что указан в заглавии: либо медиумизм, либо тупизм. А самый лучший и наиболее частый вариант – забросить все это на «потом» и «когда нибудь». Уточню – если все инструкции понимать буквально и не учитывать вообще теории (метафизики), к такой йоге (медитации).
Возьмем конкретный пример. Концентрация на сердце (не важно, что конкретно имеется ввиду, орган или чакра) на центре между бровями (аджня) или кончике носа (языка) – все это можно встретить в рекомендациях, с описанием как это делать – в инете полно, я не буду даже ссылаться, т.к. все подобные рекомендации, хоть их и много, и даже если они отличаются друг от друга, содержат одни и те же типичные ошибки.
В чем эти ошибки или проблемы?
Дело в том, что любое сознательное действие, что мы производим требует, условно говоря, отождествления нашего сознания с органом, производящим это действие.
Можно вместо слова «отождествление» применить фразу «направлять внимание» - так по современной физиологии, но я потребил слово «отождествление» т.к. оно употребляется в переводах древних трактатов, причем как Восточных, так и Аристотеля и Платона.
То есть, конкретно – чтобы сделать какое-либо движение рукой, нужно чтобы сознание «вошло» (отождествилось, направило внимание) с «сознанием руки» при этом, человеку будет казаться, что внимание фокусируется на самом, видимом органе – физической руке.
Ввиду того, что в процессе всего периода бодрствования, мы постоянно выполняем какие-то действия, то сознание постоянно находится в отождествлении с этими действиями, мало того, даже после того, как действия прекращены, мы по инерции продолжаем это отождествление и только после того, как входим в сон, это «зеркало саморефлексии разбивается» (это из Кастанеды), чтобы потом, сложиться вновь, при пробуждении
Отождествление «Я» с телом, или «саморефлексия» в терминах Кастанеды – это то препятствие, без устранения которого, все усилия в йоге могут привести либо в медиумизм, либо к отуплению – и не известно, что из этого хуже.
Наскоком, какими-то кардинальными средствами, например из тех, что предлагает Дзогчен, или жесткой аскезой – ослаблением тела, проблему саморефлексии не решить. Не решить ее и никакими раздумываниями в стиле Кришнамурти.
Хуже того, если задуматься, данная проблема сродни «способности барона Мюнхаузена» когда он, схватившись за волосы, вытащил себя из болота. Потому, что даже само размышление (осознание) «проблемы саморефлексии» - это уже «саморефлексия».
В целом все, что относится к медитации/концентрации, так или иначе упирается в ту проблему, что известна в математике как «теоремы о неполноте». Суть ее, образно (т.е. через подобие) описывается так (взято из Вики, но своими словами).
В одном полку вышел приказ – запрещается всем военнослужащим бриться самостоятельно, а пользоваться услугами брадобрея. А так как в этом полку брадобрей был один, и он же был военнослужащий, то возникла проблема, как ему не нарушить приказ – хоть он и брадобрей, но также и военнослужащий, а значит не может брить себя сам.
Вторая проблема, непосредственно связанная с первой (а потому, решаются совместно) в том, что все органы (функции) тела можно разделить на три части:
1. Те, что накапливают усталость, по мере своего функционирования, и требуют «отдыха» - они не способны сами «трансформировать» усталость и требуют приложения к себе внешних (восстановительных) функций. Сюда включены все джняна и карма индрии
2. Те, что функционируют в двух режимах, периодически переходя из одного в другое. Фактически – это кардинальная (полярная) смена активности. Сюда относятся сердце, легкие и в целом, все внутренние органы в той или иной степени
3. Те, которые вообще вне усталости. Точнее, им не свойственен тот тип усталости, что присущ первым двум. Это мозг.
Думаю можно догадаться, что если и возможно «разбить зеркало саморефлексии», то это должно быть нечто такое, что «выше этого».
Но здесь опять проблема – те, кто «выше этого» - т.е. не замарачиваются никакими «земными проблемами», а решают либо глобальные, общечеловеческие проблемы (как они, возможно, о себе думают), либо «витают в облаках» духовности, но... собака, которая прикована к цепи, может сколько угодно быть «выше цепи», только свободной от этого она не станет.
Я обвожу здесь контуры проблемы. Устранение их точно не так выражена, что вот, обнаружил некую частную проблему, то вот на тебе, частное же решение – «пилюля» позволяющая ее устранить. Все здесь не так. А как?
Через понимание метафизики (то есть, теории) и возможности, через аналогию, спроецировать ее на практику – по другому никак. Плюс еще опыт и регулярность, которая постенно захватывает все время и энергию, никак не отнимая их у других дел – в этом суть концентрации, когда она становится постоянной, подобно работе органов 3-го типа.