ВВЕДЕНИЕ
Сразу отметим : мысль о литературной мистификации - это было первое, что возникло в сознании при знакомстве с этим машинописным текстом, претендующим на роль одной из самых громких сенсаций литературы второй половины ХІХ века.
И дело даже не в том, что по заверениям анонимного автора этой копии оригинал был записан рукой самой Елены Петровны Блаватской - хотя само по себе такое заявление уже влечет за собой сенсацию или скандал, а возможно - и то , и другое сразу. Нет! - Интрига именно в тех событиях, которые описаны в этом "соннике". А именно - во снах, описывающих события, значительно обгоняющие по времени не только реалии ХІХ века, но еще даже не соотнесенные с реалиями века ХХІ...
И сама интерпретация этих снов - будь эти сны подлинно связаны с Еленой Петровной Блаватской - привела бы к переосмыслению если не всей работы основанного ею Теософского Общества, то уж, по крайней мере, предоставляла бы нам данные, которые сама Елена Петровна предпочла скрыть от своих современников (и даже закамуфлировать подчеркнуто пренебрежительным отношениям ко снам), но главное - зачем-то потребовалось это скрыть и от своих последователей и соратников по Теософскому Движению... Что в высшей степени странно, так как справедливо считается, что это Движение было делом всей ее жизни.
По сему мы и склоняемся к тому, чтобы считать этот текст - с вероятностью близкой к 90% -более поздней подделкой, созданной не ранее ХХ века. Однако, если признаться честно, те 10%, которые говорят в пользу правдивости авторства "Сонника", не дают нам покоя и распаляют и без того пылкое наше воображение.
А почему - вы поймете сами, прочитав эту изящную книжицу. Мы лишь перечислим некоторые факты, знание которых поможет проницательным читателям извинить нас за такое настойчиво-интригующее начало:
1) Елена Петровна помимо теософских текстов охотно писала художественную прозу.
2) Что и не удивительно - так как она была дочерью известной писательницы Е.А.Ган, современницы А.С.Пушкина, которой восхищались В.Белинский и И.Тургенев. Впоследствии "русская Жорж Санд", как о ней писали при жизни, была забыта, однако в ХХ веке В.Набоков в романе "Дар" сознательно вел перекличку с ее последним произведением "Дар напрасный" (об этом - см. прекрасную статью И.Смирнова на сайте zvezdasp.ru).
3) Как известно, Елена Петровна не только принимала телепатические послания загадочных Махатм, но и удостаивалась встреч с ними, а также - волшебным образом появлявшихся на ее рабочем столе письменных указаний, как минимум , от одного из них.
4) Н.Чернышевский, автор романа "Что делать?", в котором и появились первые четыре сна Веры Павловны, хотя, кажется, и не был лично знаком с Еленой Петровной, но несомненно был масоном и стремился приблизить наступление того времени, которое и описал в четвертом сне веры Павловны.
5) Несомненно, сама Елена Петровна была знакома с романом "Что делать?" - И решение создать литературную реминисценцию, отсылающую к этому роману, выглядит ничуть не удивительнее решения ее матушки написать реминисценцию, отсылавшую ее читателей к пушкинскому "Дару".
6) Футуристическая заостренность интересов Учителей Елены Петровны вполне могла проявиться в авторитетном указании написать роман "до востребования" его в будущем. - роман, который обнаружится "вдруг" и будет обнародован при наличии подходящих для этого "внешних условий".
7) В тибетском буддизме подобные "информационные клады", оставленные Учителями для потомков, называются "терма". И существует даже понятие "тертон", обозначающее искателей подобных "кладов".
Какие же условия могли вызревать более ста лет для обнаружения этого текста в ХХІ веке, остается только догадываться...
Итак, по возможности оправдав свой энтузиазм в отношении публикации этого загадочного текста, мы хотели бы без лишних предисловий приступить к изучению его самого.
- - весьма характерно также, что особую роль в этой перкличке имел образ самой Елены Петровны, так как в набоковском "Даре" отец и сын Годуновы-Чердынцевы составляют явную перекличку с Е.А.Ган и ее дочерью Е.П.Блаватской, с воззрениями которой В.Набоков явно полемизирует в "Даре"
** - имеется в видуизвестное стихотвоение А.С.Пушкина "Дар напрасный, дар случайный"
*** - подробнее об этом см: Е.И.Рабинович, "Сны Пробужденных: сон и сновидения в культуре, религии и политике Тибета", Екатеринбург, 2013