Все они, по данным Международной федерации по правам человека (FIDH), участвовали в кампании ненависти против украинского гражданского населения, поощряя и способствуя военным преступлениям и другим зверствам России.
Кроме того, FIDH и ее партнеры считают, что первый заместитель руководителя администрации президента РФ Алексей Громов несет ответственность за те же действия, как лицо, которое отдавало приказы об их совершении.
«Каждый день украинцы гибнут под российскими бомбами; мирных украинцев в оккупации задерживают и пытают, украинских детей депортируют в Россию, и все потому, что Россия хочет сделать их частью “русского мира”», - заявила Александра Матвийчук, вице-президент FIDH и руководитель Центра гражданских свобод.
«Эти серьезные нарушения прав человека были бы невозможны без дегуманизирующей кампании российских пропагандистов, которые таким же образом - виновны, как и те, кто нажимает на курок, убивая украинских мирных жителей», - добавила она.
«Ненавистническая риторика сыграла решающую роль в преступной кампании России в Украине», - отмечает Илья Нузов, руководитель отдела международного правосудия FIDH.
«В нашем сообщении содержится достаточно доказательств, обосновывающих необходимость дальнейшего расследования действий пропагандистов и, в конечном итоге, выдачи ордеров на арест», - подчеркнул он
FIDH проанализировала более 2000 видеофрагментов с заявлениями предполагаемых преступников в период с 24 февраля 2022 года по 24 февраля 2024 года. В 110-страничном обращении в МУС выявлено более 300 заявлений пропагандистов, которые представляют собой разжигание ненависти, равнозначное преступлению против человечности.
Комментарий одного из авторов обращения:
Директор по направлениям Восточной Европы и Центральной Азии в Международной федерации по правам человека Илья Нузов.
«В первую очередь мы исходили из стратегии Международного уголовного суда, которая заостряет внимание на наиболее серьёзных исполнителях военных преступлений и других международных преступлений, то есть на тех, кто несет самую большую ответственность за преступление. Поэтому мы хотели выделить именно наиболее узнаваемых пропагандистов, которые находятся на руководящих позициях, допустим, работают в медиасфере или являются правительственными чиновниками. Эти люди пользуются наибольшей популярностью и которые очень часто, систематически тиражируют свои высказывания, - рассказал Нузов. - Рассчитываем на то, что наше обращение повлияет на прокуратуру, потому что у нас, на мой взгляд, очень убедительные юридические доказательства и, главное, фактические доказательства того, что язык ненависти используется для разжигания ненависти против украинцев и тем самым способствует совершению военных преступлений и других международных преступлений.
По словам Нузова, «ордера на арест имеют, как и практическую, так и символическую ценность. Мне кажется, с практической точки зрения, во-первых, они сразу же ограничивают передвижение тех лиц, которые являются предметом ордера на арест. Это 124 страны, которые подписали Римский статут и будут обязаны выдавать фигурантов этих дел в Гаагу на судебное разбирательство. Мы считаем, что даже до того, как будет выданы ордера на арест, сам факт того, что есть обращение в международный уголовный суд и что суд будет разбираться в этом, может иметь превентивный эффект. Мы надеемся на это».