Министр обороны России Андрей Белоусов встречается с министром обороны Северной Кореи. Чиновники с бумажки читают друг другу речи "о боевой дружбе народов" (это цитата) и о том, как при помощи оружия предотвратить мировые войны. Примерно о том же лидерам СНГ Путин днём ранее рассказывал в Астане. Только мощное оружие, по его словам, спасет мир.
На встречах с прессой Путин множество раз рассказывал о мощи "Орешника". О том же самом он 15 минут говорил лидерам Казахстана, Беларуси, Киргизии и Таджикистана. Аплодисментов не сорвал, но получил поддержку хотя бы от одного поклонника.
Угрозы Путина по поводу условного "группового" удара звучат во время реальных ударов по Киеву и другим городам Украины.
Путин в Астане очень много рассказывал коллегам о технических характеристиках "Орешника". Почему они не впечатлили слушателей? На этот вопрос отвечает военный аналитик Юрий Федоров.
– Потому что Путин в очередной раз продемонстрировал свою некомпетентность в военно-технической области. Он многократно говорил о том, до какой температуры (в четыре тысячи градусов) раскаляется поверхность движущейся боеголовки, когда она входит в плотные слои атмосферы. Боеголовка действительно раскаляется до такой температуры, но это отнюдь не достоинство, а большая угроза для самой боеголовки, потому что она может попросту сгореть в плотных слоях атмосферы, что, видимо, и произошло в ночь, когда "Орешник" взорвался над Днепром. Путин этого не понимает, он гордится. А гордиться тут нечем, потому что это неизбежная слабая черта любой межконтинентальной ракеты или ракеты средней дальности, чьи боеголовки входят в атмосферу со скоростью, в несколько раз превосходящей скорость звука, – отмечает Юрий Федоров.
Владимир Путин говорит, что у него есть и другие поводы для гордости. Кроме "Орешника" он хвастался и другим вооружением.
Продолжает военный аналитик Юрий Федоров.
– Это "меню" хорошо известно, ничего нового в нем нет. Все это ракеты (за исключенным "Кинжала"), сделанные на основе советских технологий, или просто воспроизведение советских образцов. "Кинжал" – это старая ракета "Искандер", которая приделана к самолету: некоторая новация есть, но, в общем, небольшая. Что касается "Циркона", это вообще какая-то загадочная ракета: то ли она есть, то ли ее нет. Ее испытывали всего два или три раза, причем один раз испытания были имитационные, то есть ее полет воспроизводился на компьютерах.
Теперь о Западе. У американцев есть очень хорошие ракеты "Томагавк" последней модели и эта ракета превосходит "Калибр" по точности и по возможности избегать систем противоракетной, противовоздушной обороны: это очень умная и очень точная ракета (хотя по боевой нагрузке они примерно равны). Что касается ракеты "Искандер", то Соединенные Штаты создали ракету примерно такой же дальности, с такой же боевой нагрузкой, но гораздо более точную. Она называется Precision strike missile и летит на дальность примерно 500 километров (предполагается, что потом эта дальность будет увеличена). Это новые ракеты, которые, видимо, уже поступают на вооружение.
Наконец, у Запада есть то, чего нет у России, а именно: SM-6, зенитные ракеты морского базирования, которые приспособлены для запуска с земли. Эта ракета может лететь на дальность до тысячи километров, ее достоинство – очень высокая точность. Такие ракеты уже готовы, также готовы базы для их развертывания: одна в Германии, другая на Филиппинах.
Путин хвастается своими ракетами, но это ракеты старые, советские образцы или советские разработки. Запад идет впереди по целому ряду направлений. Я уже не говорю про авиацию: авиация у Запада лучше, особенно самолеты F-35. В ракетном вооружении, о котором говорит Путин, ничего особенного нет, поэтому людей, которые понимают, что такое современное оружие, это, естественно, не впечатляет. Человек говорит о каких-то своих любимых "игрушках".
Все это уже используется в войне в Украине, но победы в войне Путину не принесло. Да, они наносят серьезный ущерб инфраструктуре Украины, жилым кварталам, системам жизнеобеспечения, но не могут сломить сопротивление ее вооруженных сил. И все это прекрасно понимает и господин Токаев, и другие лидеры государств – членов ОДКБ, – уверен Юрий Федоров.
"Но не ракеты побеждают в войне", – говорил сам Путин на встрече с коллегами.
Зачем сокращать брони от армии, если у системы все в порядке? Политолог Аббас Галлямов уверен, что это не так.
– Если бы у системы было все в порядке, то Путину не понадобились бы бойцы из Северной Кореи. Путин очень пафосен, чувствителен к соображениям престижа. Привлечение северокорейцев, с точки зрения "пацанской" логики, – это, конечно, "зашквар". Ты ввязался в драку, причем сам ее начал, получил по зубам и начинаешь созывать на помощь подельников: корейцев, йменцев он потащил, хуситов. Это, конечно, не комильфо: ты расписываешься в том, что сам не справился. Если он победит, это все равно будет интерпретироваться так, что он победил с помощью корейцев. Если бы можно было без этого обойтись, он бы, конечно, обошелся.
Есть люди, которые не очень чувствительны к таким вещам. Вот Лукашенко, например, совершенно другой типаж, он без всяких проблем, не заморачиваясь, с первого дня мог бы использовать корейцев. Но Путин другой, он весь про позу, про пафос, про пиар. Для него казаться важнее, чем быть. Раз он на это пошел, значит, четко понимал, что ресурсы системы исчерпаны.
Они не могут прикрыть свою собственную границу. И это граница с Украиной, страной, с которой у них идет война! Что такое пропустить врага в Курскую область, прозевать удар на третьем годе войны? Они не смогли защитить Курскую область, а сейчас не могут ее освободить. Уж Путин, с его представлениями о державном пафосе, – что может быть важнее для патриота России, чем освободить родную землю? Но он не может это сделать, потому что не хватает людей, чтобы и на Донбассе наступать, и одновременно чтобы освободить Курскую область.
Наступление на Донбассе тоже не бог весть что. Институт войны посчитал, что если Россия сохранит нынешние темпы наступления, то через год выйдет на границы Донецкой области. По сравнению с изначальными планами "Киев за три дня" это тоже не супер! И это еще в том случае, если они сохранят темпы наступления.
Людей явно не хватает, поэтому рождаются такие проекты: давайте ограничивать возможности, в том числе и в части бронирования ведомств, учреждений.
Я вам больше скажу: в одном из регионов Центрального федерального округа уже пошла команда о том, чтобы аппарат каждого регионального министерства выделил по два добровольца. Очевидно, что это только начало. Любой министр понимает: сейчас два человека, а потом придет команда дать еще пять. Они апробируют новый механизм – начинают мобилизовывать чиновников регионального уровня. До этого стимулировали и подталкивали: давай, иначе возбудим против тебя уголовное дело (есть факт коррупции): это известный механизм, его давно применяют. А тут уже без всяких уголовных дел: идешь, и все.
Судя по тому, что этот проект в этом регионе курируют представители полпредства в федеральном округе, это инициатива как минимум полпреда, а не губернатора. А если это не инициатива полпреда, а инициатива Кремля, тогда это реализуется по всей России. Пушечное мясо ищут повсеместно. Если раньше заставляли "колхозников", простых работяг, то сейчас уже мобилизуют региональных чиновников. Конечно, это говорит о том, что людей катастрофически не хватает!
Да, у Путина есть деньги, другое дело, что денег на все уж тоже не хватает. Поэтому выплаты контрактникам – это приоритет номер один, их повышают, а все остальные статьи… Я даже не говорю про долгосрочные – наука, образование, то есть, по сути дела, будущее страны: все это уже похоронили, срезают выплаты и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровне. Но они просто перестают финансировать гособоронзаказ!
Есть сигналы о том, что жалуются сами директора заводов. Посмотрите: Боглаев, директор одного из череповецких заводов, открыто говорит (причем он не какой-то оппозиционный либерал, а вполне себе патриот, "ватник"): "Ребята, еще пару лет, и мы угробим российскую промышленность. Я сейчас кричу не потому, что хочу нанести какой-то вред системе. Просто через два года все начнут друг на друга оглядываться и говорить: а как же так получилось, нас же никто не предупреждал!" И это именно оборонка, а не гражданские, люди, которые производят продукцию, востребованную на фронте. Директорам, которые делают оборонзаказ, задерживают выплату от 6 до более 12 месяцев!»