Божественный дух музыки.

Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 4963
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: Божественный дух музыки.

Сообщение Вэл »

Макс писал(а): 13 сен 2025, 08:51

Интересно, как оккультизм объясняет музыку и ее необычные свойства на сознание человека..

:-)

если мне не изменяет память, то про этот феномен почти никто не писал. какое-то объяснение я видел в работах Лоренси, но уже не помню в каком месте - у него там тома специфической эзотерики.

попробую найти и если найду, то здесь обязательно процитирую.

:-)

==============

нашёл у него маленький выделенный раздел, но там он говорит о музыке в контексте культуры. ничего такого нового. но где-то у него были объяснения в контексте Гилозоики (духовного материализма) и прежде чем что-то там понимать, надо прежде усвоить гилозоическую концепцию хотя бы приблизительно.

искать по тексту затруднительно. все публикации в формате PDF. и только я позволил себе сделать контрабандой почти всё формате HTML, но на английском - есть в нашей библиотеке. не думаю, что переводчик на английский (Ларс) был и будет против. когда-то давно у нас был краткий контакт по почте.

:-)

Аватара пользователя
Макс
Reactions:
Сообщения: 393
Зарегистрирован: 31 авг 2023, 20:06

Re: Божественный дух музыки.

Сообщение Макс »

Вэл писал(а): 13 сен 2025, 09:09
Макс писал(а): 13 сен 2025, 08:51

Интересно, как оккультизм объясняет музыку и ее необычные свойства на сознание человека..

...если мне не изменяет память, то про этот феномен почти никто не писал.

Интересная необычность еще и в том, что одна и та же композиция одного может накрыть так, что поднимет настроение и наполнит его энергией, а другой воспримет ее равнодушно и наоборот.

Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 4963
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: Божественный дух музыки.

Сообщение Вэл »

нашёл у Лоренси некое обобщение про музыку. но некоторые важные нюансы разбросаны в разных местах его работ в связи с теми или иными объяснениями на первый взгляд несвязанных с музыкой концепций.

машинный перевод гугл.

28 Музыка имеет свою собственную сферу в эмоциональной сфере, и её средствами выражения являются ритм, гармония и мелодия. Диссонанс эстетически допустим как усиливающий гармонию.

29 Музыка чисто субъективна, хотя и не индивидуально, а коллективно. Это бессловесный эмоциональный язык национальной, расовой души. И он не должен переводиться. Делая её чем-то, что может быть постигнуто разумом, вводя «объективные музыкальные картины» с общепринятыми интерпретациями — это, как предполагается, буря, дождь, ветер, затишье после бури, восход солнца, болотистый пейзаж и т. д. во всё большем, кажущемся бесконечным, — они увели музыку из её истинной сферы в область условностей, непонятную непосвящённым. Введя музыку условностей, они покинули истинную сферу музыкальных эмоций и увели музыку в мир разума и размышлений, где ей не место. Поэтому «музыкальные картины» в целом обречены на провал. Музыка не может изобразить саму грозу, это гигантское явление природы, едва ли может вызвать те же чувства, что и гроза, и, как правило, не может даже создать понимание тех чувств, которые вызывает гроза. То же самое верно и для музыкальной драмы. Драматическая музыка не действует, не может передать смысл действия, едва ли даже чувства действующих лиц, но пробуждает в нас индивидуальные субъективные чувства. В этой музыкальной области условности также необходимы для понимания, хотя, правда, драматическое действие несколько облегчает понимание этих условностей.

30Ближайшим родственником музыки является лирическая поэзия, поскольку в ней условности не нужны. Однако музыкальное и лирическое чувства не сливаются, а образуют два параллельных эмоциональных потока, которые могут усиливать друг друга.

31О современном так называемом музыкальном искусстве мало что можно сказать. Атонализм, шум и гам — это не музыка. Крики, визг, вой, рев, нытье, кукареканье, вопли — это не пение.

32Пение для целого оркестра разрушает благозвучие, если голос не становится инструментом среди других и ни в коем случае не доминирует. Эксперименты с новыми видами певческой техники обычно сбивают её с пути.

33Музыка требует всё новых форм и слишком склонна замыкаться в традиционных. Как и чувство, музыка по своей природе рапсодична. Рапсодии Листа были отчаянным протестом гения против тиранических разделений и разделений, против условно, «логически» построенных симфоний с их предписанными движениями. Попурри, высмеиваемые «знатоками», часто являются самой приятной формой «симфонии» для непредвзятого ума, а значит, не слишком образованного или консервативного. Реформаторам во всех областях музыки предстоит ещё многое сделать. Опера с речевым диалогом в классическом стиле, вероятно, открывает новые перспективы. В настоящее время оперетты, богатые мелодиями, часто превосходят оперы в музыкальном плане. Рапсодические симфонии, продолжающиеся без движений, возможно, с элементами лирического пения, в которых голос или голоса сливаются с инструментальной музыкой, также возможны.

34Мелодия – сердце музыки. Любой музыкальный плотник может освоить контрапунктическое мастерство теоретической музыки. Однако гениальные мелодии – это творение вдохновения, и они не всем достаются. Как обычно, художественное неумение превращает недостаток в добродетель.

35Нам нужен обновитель музыкального искусства, тот, кто заставит гармоничные звуки облекать чудесные мелодии в свободные формы, кто позволит мелодии занять подобающее ей место в великих произведениях, кто заставит мелодию выполнять свою центральную задачу, присущую ей. Мелодия в оркестровом исполнении, достигая своего апогея, также знаменует вершину музыкального искусства. Техника оркестровки производит самое сильное впечатление, когда определенный инструмент отчетливо подчеркивает мелодию, в то время как другие инструменты следуют своим собственным последовательностям нот, призванным сплести, подобно изящному чеканному произведению, гармоничный узор тонов вокруг монограммы.

Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 4963
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: Божественный дух музыки.

Сообщение Вэл »

You Take My Breath Away

Sarah Brightman

Аватара пользователя
Макс
Reactions:
Сообщения: 393
Зарегистрирован: 31 авг 2023, 20:06

Re: Божественный дух музыки.

Сообщение Макс »

Вэл писал(а): 13 сен 2025, 09:09
Макс писал(а): 13 сен 2025, 08:51

Интересно, как оккультизм объясняет музыку и ее необычные свойства на сознание человека..

...если мне не изменяет память, то про этот феномен почти никто не писал. какое-то объяснение я видел в работах Лоренси, но уже не помню в каком месте - у него там тома специфической эзотерики.

Еще кое-что нашлось.

...Что касается музыки и других искусств, то они являются детьми либо манасического, либо кама-манасического принципа, пропорционально тому, что преобладает – душа или технические детали...
Инструкции для учеников внутренней группы. ЗАСЕДАНИЕ II 10 сентября 1890 г.

Аватара пользователя
Вэл
Reactions:
Сообщения: 4963
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 14:14

Re: Божественный дух музыки.

Сообщение Вэл »

Макс писал(а): 15 сен 2025, 15:57

Еще кое-что нашлось.

...Что касается музыки и других искусств, то они являются детьми либо манасического, либо кама-манасического принципа, пропорционально тому, что преобладает – душа или технические детали...
Инструкции для учеников внутренней группы. ЗАСЕДАНИЕ II 10 сентября 1890 г.

:-)

"Инструкции для учеников внутренней группы" остались в виде конспектов учеников. как я догадываюсь, у Блаватской не было ни малейших намерений создавать что-то вида "эзотерической секции". её умоляли и в итоге она согласилась, представив просителям необходимые условия от одного из её Учителей. условия в итоге выполнены не были, но сколько-то там редких собраний провести удалось. в этих конспектах нет ничего существенного, как и следовало ожидать.

цитируемое - это ни о чём. моё мнение.

:-)

Аватара пользователя
Макс
Reactions:
Сообщения: 393
Зарегистрирован: 31 авг 2023, 20:06

Re: Божественный дух музыки.

Сообщение Макс »