rodnoy писал(а): ↑06 фев 2023, 19:52
Я же очень редко перехожу на личности в дискуссиях, всегда пытаясь концетрироваться на предмете и аргументах
Ты почему-то мою аргументацию воспринимаешь как персональный наезд.
Я вообще не имею ничего против «перехода на личности», кроме возможно случаев, когда задействуется «ушивянущая» лексика. И у тебя небыло никакого-такого перехода, а если бы он был, то ты человек предельно корректный, и никакого дискомфорта, в этой связи, не могло бы быть.
То что я имею ввиду (в смысле «наезда», как тебе показалось) покажу на примере.
Вот есть некая концепция. Один считает ее в основном правильной (правильным подходом). Другой – в основном не правильной (избыточной, не эффективной, не конструктивной – это все не синонимы, а разные причины непринятия).
У тебя, почему-то сложилось представление, что ты точно знаешь, почему у этих двух оппонентов разные точки зрения на один и тот же предмет и уверенность, что они говорят об одном и том же предмете.
Ты можешь возразить, точнее уже возразил:
rodnoy писал(а): ↑06 фев 2023, 19:52
Потому что всё остальное - это не по теме, называется "дисциплина мышления". Это когда участники дискуссии концетрируются на теме и не начинают растекаться мыслью по древу познания, на какие угодно темы, кроме заявленной
И в принципе, ты прав, т.к. ты создал тему и она должна идти в том русле, что ты задал.
То, что хочу сказать я, пропишу в другой теме, которая просто невероятно удачно названа Вэлом об химической алгебре для домохозяек – в аллегорическом/переносном смысле это попадание всеми словами в саму суть. А там уже, хочешь читай, хочешь нет...
Здесь будем играть по твоим правилам.
Сначала о предмете -
что я имею ввиду, говоря про разные предметы?
Праманы могут трактоваться так, как ее преподносят востоковеды или даже буддисты от времени Дигнаги. Но могут – по этимологии слова. Если допустить (хотя бы допустить!) идею, что эпический санскрит – это специальный язык науки (очень давних времен) и само имя термина содержит в себе сжатое, компактное определение его.
Если этимология термина и его определение у востоковедов не совпадают – то это фривольность. Если совпадают, но возможны и другие трактовки – то такая трактовка допустима среди множества других, а выбирается более подходящая для данного момента и условий.
Теперь по существу дискуссии:
rodnoy писал(а): ↑06 фев 2023, 19:52
мой вопрос был к тебе насчёт праман в "оккультизме" - в сравнении с "духовным" буддизмом и "бездуховной" наукой :)
Ты ответил, что их там нет...
Я ответил, что они не являются ни источником достоверного знания, ни средством его получения. Также, у нас совершенно разное представление о слове «духовный». При том, что если взять тебя, меня и Вэла – то это будут очень разные представления. Предположу, что Вэла и твое – они в признании и непризнании, соответственно, такой категории как «Дух» и/или существования т.н. «Духовных существ», «бога/богов» и т.п.
Мое представление, в сравнении твоего (как я его понимаю) и Вэла (как я его понимаю) – это просто смена последовательности на обратную, и потому она содержит и твою и Вэла позицию, но как частный случай (допустимыми ограничениями для удобства в каждом конкретном случае).
То есть – сначала «следы их деятельности» («по делам их узнаете» – сказано), потом исследование на предмет, достаточно ли имеющимися уже средствами, объяснить эту деятельность – ничего искусственно не занижая и не завышая, не подгонять вводы под желаемые результаты и т.п. И только потом, после всестороннего исследования решать, вводить в оборот эту новую категорию или нет.
При этом одновременно – нужно еще разобраться, что оно, как таковое, эта новая категория вообще.
Потому, если сложить эти две параллели, то получим следующий подход. В начале – подозрение на «нечто новое» и параллельное ему подозрение – а не является ли это «новое» чем-то совершенно забытым «старым»?
По сути – это концепция спирали, где соединяются два движения. Одно «по прямой» - какждый новый шаг отличается от предыдущего. И «по кругу» - повторение одной и той же последовательности шагов (в случае неизменяемого направления движения)
Отсюда и взгляд на категории, куда включаются и праманы. Задаются некие изначальные, абсолютно абстрактные понятия – их называют Боги, Риши, Кумары или Праджапати в индусской традиции. Сефирот – в каббале.
Имена этих Богов, если разложить их этимологически – указывают на некую направленность, которая выражается в виде некоего девиза, или аллегорического описания (атрибутики этих Богов, типа, в правой руке бубен, в левой – барабан и т.п.). Но никакого конкретного определения и описания их быть не может, потому что с каждым новым витком понимания этих Богов (а они составляют и окружность и центр ее) будет новое конкретное наполнени смыла и применения – каждый раз, в случае движения вверх, все более и более совершеннее.
И отсюда, сразу видно, что есть «Добро» и «Зло» - откуда появились, в искаженном виде, эти понятия. Каждый человек, находится на определенном витке спирали своей эволюции и конкретном положении на круге из этой спирали (что можно узнать из гороскопа). Это положение имеет четверичное влияние – крест. Два «по горизонтали» - предыдущее и последующее положения этого человека на круге, и два «по вертикали» - снизу о предыдущего витка, и сверху – от последующего. Не правильно думать, что все что «прошлое и отжитое» - это зло, а «новое» - это добро. Было время, я думал именно так, но теперь иначе – так, как я сказал в предыдущем посте, описывая китайское «Великое Разделение».