Ход мысли кажется понял: и там и там - "прямая передача".
Не могу сказать о центрально-американском шаманизме и его практиках, но в Дзогчене "есть ньюанс"... Ну, например, дзогченовское "введение в природу ума" (то, что следует после нёндро) - это, на практике, не совсем то, что под этим часто/иногда понимают. Ну, в том смысле, что учитель не "прикасается" к ученику никакими частями тела, не создаёт никаких "телепатических каналов связи" для "передачи энергии", даже не бьёт дубинкой по голове и не заставляет "ходить по углям" :)
Это больше похоже как раз на гимнастику или айкидо, обычный урок - тренер может тебе что-то подсказать мимоходом, но это неточно. А ты просто делаешь и делаешь "одно и то же" 100 тыс. раз - делаешь сам, 99.(9)% работы сам... впрочем, как всегда и везде, если хочешь чего-то добиться (это я очень сжато и утрированно)... а потом "вдруг" осознаёшь, что ты уже "там", да и "никуда" и не "уходил" :) (или не осознаёшь)
Может возникнуть вопрос: а где в этой картине "учитель"?
Спойлер
Тогда Будда сказал Бодхисаттве Великолепный Свет: "Иди к Вималакирти и спроси о его здоровье от моего имени".
Великолепный Свет отвечал: "Благороднейший Мира, я не готов спросить его о здоровье.
Причина в том, что как-то, когда я покидал Вайшали, я встретил Вималакирти, который как раз входил в город.
Я приветствовал его и спросил: "Откуда пришёл Достопочтенный Упасака?"
Он ответил: "Из бодхимандала" (бодхимандал - "место просветления", прим. rodnoy).
Я задал вопрос: "Где этот бодхимандал?"
Он ответил,
"Открытый ум - бодхимандал, ибо он свободен от фальши.
Установленный ум - бодхимандал, ибо он может придерживаться дисциплины.
Глубокий ум - бодхимандал, ибо он накапливает заслуги.
Просветленный ум - бодхимандал, ибо он безошибочен.
Даяние (дана) - бодхимандал, ибо оно не ожидает вознаграждения.
Дисциплина (шила) - бодхимандал, ибо исполняет все обеты.
Терпение (кшанти) - бодхимандал, ибо имеет доступ к умам всех живых существ.
Подвижничество (вирья) - бодхимандал, ибо оно свободно от нерадивости.
Безмятежность (дхьяна) - бодхимандал в силу её гармоничного ума.
Мудрость (праджня) - бодхимандал, ибо она распознаёт все вещи.
Доброта (майтри) - бодхимандал, ибо рассматривает все живые существа как равные.
Сострадание (каруна) - бодхимандал в силу его великой терпимости.
Радость (мудита) - бодхимандал, ибо она славна.
Бесстрастность (упекша) - бодхимандал, ибо стирает как любовь, так и ненависть.
Трансцендентальная действенность - бодхимандал, ибо завершает все шесть сверх нормальных сил
Освобождение - бодхимандал, ибо отворачивается от всех феноменальных условий.
Надлежащие средства (упайя) - бодхимандал, ибо они учат и обращают к Дхарме живые существа.
Четыре победоносных действия Бодхисаттвы*87 бодхимандал, т.к. несут благо всем живым существам.
Контроль ума - бодхимандал в силу верного восприятия всех вещей.
37 стадий, содействующих просветлению - бодхимандал, ибо удерживают от мирской деятельности.
Четыре благородные истины - бодхимандал, поскольку они не обманывают.
Двенадцать звеньев в цепи существования - бодхимандал вследствие лежащей в их основании природы, которая бесконечна.
Омрачения - бодхимандал, ибо лежащая в их основе природа являет собой реальность.
Живые существа - бодхимандал, потому что они по природе свободны от эго.
Все вещи - бодхимандал, ибо они в основе пусты.
Сокрушение демонов - бодхимандал, ибо невозмутимо.
Три мира - бодхимандал, ибо в основе своей они ведут не к реальному предназначению.
Львиный рык - бодхимандал в силу его неустрашимости.
Десть сил (дасабала), четыре вида бесстрашия и восемнадцать непревзойдённых качеств Будды - бодхимандал, ибо они безошибочны.
Три прозрения - бодхимандал, ибо они свободны от остаточных препятствий.
Знание всех вещей во время мышления - бодхимандал, ибо оно приводит всезнание (сарваджня) к совершенству.
Таким образом, сын из благородной семьи, Бодхисаттве надлежит обращать все живые существа, используя различные виды совершенства (парамиты), и все его действия, включая поднятие и опускание стопы, следует интерпретировать как приходящие из места обучения (бодхимандала); таким образом ему следует оставаться внутри Учения Просветлённых."
"Когда Вималакирти истолковывал таким образом Дхарму, пятьсот дэвов развили умы, установленные на высшем просветлении. Вот почему я не готов спросить его о здоровье".
Я о Кастанеде узнал из ФИДО-шных эх в начале-середине 90-х от "кастанедчиков" (но ОС-ы там были отдельной темой). С некоторыми спорил даже, но не очень, двух из них знал лично. Книг Кастенеды я не читал ни одной, вся инфа только (меньше) по дебатам и (больше) по наблюдениям за "кастанедчиками" в эхе SU.MAGIC.
В общем и целом, для меня это было и остаётся художественной литературой в стиле "фэнтези", ну, что-то типа Роджера Желязны.
Кстати, насчёт Роджера Желязны... В том же SU.MAGIC-е были также люди (и немало), у которых была "фишка" на "Хрониках Амбера" - они даже обменивались "картами" и "ходили" по "измерениям Паттерна"... Где они брали эти "карты", я уже не помню. Ну, и все как один "Принцы Амбера", я то якжеж :)
Часто "кастанедчики" и "Прынцы Амбера" - были одни и те же люди :)
Вот Кастанеда - (для меня!) примерно из этой же серии, но в его книгах (вроде бы) всё же есть хоть какие-то ссылки на центрально-американский шаманизм. Это своего рода "фолк-фэнтези" на тему "толтекской мисЬтики". Ну, и пейот/айаваска/итд всё же даёт реальные трипы - этот факт отрицать трудно :)
С "кастанедчиками" я почти не вступал в дебаты, отношение у меня было к ним плюс-минус нейтральное. Они в основном варились в собственном соку, периодически делая вылазки в эху, чтобы "сдвинуть" кому-нибудь "точку сборки". Сейчас этому упражнению примерно соответствует понятие "троллинга", но более "тонкого". Раньше я это (для себя) называл "снобизмом" :) (но, опять же, не все "кастанедчики" были такими)
У "рериховцев", к-е участвовали в эхе, отношение к "кастанедчикам" было обычное: они привычно назначили их "тёмными" и "чёрными магами" и на том и успокоились. Та же участь постигла и "Прынцов Амбера" :)
Об этом также можно почитать у современных историков, археологов, антропологов и других учёных-исследователей Древней Греции :)dusik_ie писал(а): ↑10 май 2022, 05:47Подобный подход, возможно был и в древних храмах Греции и Египта (и не только) о чем можно судить по косвенным признакам, описанных Блаватской в ТД3 и некоторых ее статьях, когда ученики были медиумами-прорицателями (пифии дельфийского оракула), а старшие жрецы храма, как их учителя, обеспечивали тем защиту и поддержку.
По поводу "секретности"... В Греции, Индии и т.д., практики и "теория", держалась в секрете, часто под страхом смертной казни - по достаточно банальной и даже меркантильной причине.
С другой стороны, именно та банальная и меркантильная конкуренция создала образцы философской мысли, особенно в Индии и Тибете. Развиваться дальше уже не позволили чисто-социальные факторы: всё же абсолютная монархия и теократия (т.е. те или иные формы деспотии и тоталитаризма) имеют чёткие пределы для внутреннего развития.
Поэтому индусы смогли возразить тезисам Дхармакирти уже только избиением (в смысле - "массовыми убийствами") и изгнанием всех буддистов из Индии - та ещё ахимса :) После чего развитие Индии остановилось окончательно... С Тибетом - и буддизмом там - было чуть иначе, но итог примерно тот же... но я отвлёкся :)
Грецию, кстати, постигла совсем другая судьба - первая демократия, известная миру, отразившись в Rēs pūblica Древнего Рима и опёршись на плечи потомков Одина - через морок средневековья - всё же смогла передать эстафету современной Западной Цивилизации :)
(и в нынешней войне она решит свою судьбу... и судьбу всего мира: либо дальнейшее развитие и дальше к звёздам, либо назад в архаичную восточную деспотию, где условная "Буча" опять станет нормой жизни, как и сотни и тысячи лет до этого)
Нехай щастить! :)