химическая алгебра для домохозяек...

Аватара пользователя
dusik_ie
Reactions:
Сообщения: 1583
Зарегистрирован: 06 апр 2022, 06:08

Re: химическая алгебра для домохозяек...

Сообщение dusik_ie »

ПРОТИВ ПСЕВДООККУЛЬТИЗМА


Предисловие
Мое устойчивое убеждение, что люди с хорошо развитым интеллектом и чувством здравого смысла, не долго задерживаются в теософии потому, что в первую очередь сталкиваются с закоренелыми заблуждениями внутри самой теософии, которые фактически не меняются начиная от времен публикаций А. Безант к современным авторам. Например, если судить по «Предисловию переводчика» современного перевода сборника «Пять лет теософии» (автор этого перевода Владимир Базюкин), который я недавно отыскал в теопедии. Не устану благодарить создателя теопедии, хотя и сильно отличаюсь с ним во взглядах на теософию.

Проблема этих закоренелых заблуждений давно мне муляет глаза и я не однократно пытался поднимать эту тему, но каждый раз, эти мои попытки сыпались – они не удовлетворяли меня самого.
Проблема в том, что тотальная болезнь теософов – это «интуиция», а точнее, выставлять свое, ничем не подкрепленное мнение, как истину в последней инстанции. И чтобы самому не уподобляться таким, я конечно должен строго и в достаточной мере аргументировать каждое свое утверждение.
Но проблема в том, что сами заблуждения происходят от неверного (не комплексного) понимания текстов Блаватской, и если в качестве аргументов, ссылаться только на цитаты из ее работ, то не факт, что сами эти цитаты будут пониматься адекватно.

Получается такое избыточное нагромождение – в начале определеное утверждение против какого-то типичного заблуждения, потом, ссылки на авторитетные источники, а потом еще, разбор самих этих источников – получится скучная тягомотина, когда один вопрос разбирается в течение большого объема текста – в конце его забудешь вообще, в чем суть вопроса, она потеряется в море слов.

Но возможно, я нашел выход. Можно разделить утверждения и доказательство их. То есть, утверждения (точнее контр-утверждения типичных заблуждений) выразить кратко в виде тезисов (в пределах одного нормальной величины поста), а доказательства их (возможно, только принципиальных, основополагающих аспектов) выписать отдельно. Попробую такой вариант.
Я сейчас под впечатлением «Предисловия переводчика» к поминаемому выше сборнику «Пять лет теософии» - вот с него и начну.
Аватара пользователя
dusik_ie
Reactions:
Сообщения: 1583
Зарегистрирован: 06 апр 2022, 06:08

Re: химическая алгебра для домохозяек...

Сообщение dusik_ie »

1. “синтез науки, религии и философии”
Автор перевода, в попытке объяснить, что такое теософия, предлагает обратить внимание на этот девиз:
Важным указателем для нас должны служить слова, вынесенные в подзаголовок эпохального труда Е.П.Б., “Тайной доктрины” – “синтез науки, религии и философии”
Проблема здесь в том, что многие, почему-то, понимают слово «синтез» как синоним слова «объединение». Синтез – это беспорно объединение, но чего?
Ведь совершенно же очевидно, что призывы, типа: «Ребята, давайте жить дружно» - они, в принципе, абсурдны: нет ничего из того, что могло бы примирить, слить в одно, науку и религию – они, если не во всем, то в большинстве своем, полные антагонисты.

Религии – если ограничиться только каноническими – все они были основаны не теми, кого потом обожествляла эта религия, а учениками-неудачниками. Теми, кто были привлечены (званные) к учению, но не стали избранными – они не прошли испытаний, не прошли посвящений. Никто заранее не может знать ни о каких посвящениях. Если пришел в мир какой-либо продвинутый Учитель, то он приходит туда и в то время, когда есть те, кто может принять Посвящение и влиться в ряды принятых учеников Вневременной Мудрости – это главная и основная цель приходящего Учителя. И только тем, кто себя хорошо показали говорят о посвящении и предлагают его пройти – и все это в тотальном сокрытии от остальных привлеченных, потенциальных учеников.

Вполне можно допустить, что и в так называемой, «эзотерической секции» при Блаватской, были – хотябы один, кто расматривался в качестве такого кандидата. И если он был принят, то никто из остальных - всего состава секции – не мог бы даже подозревать чего подобного.
По сути, вся эта секция, была просто ширмой – отвлечением внимания...

Короче говоря, базовые атрибуты всех ортодоксальных религий, а именно:
- слепая вера;
- навязанные (чаще всего страхом) морально-этические устои;
- предпочтение внешнего авторитета внутреннему.

Являются тем извращением сути учения, которое провозглашаются религиями как необходимые условия для духовного роста, тогда как с точки зрения теософии – все наоборот – они условия деградации.

Отсюда понятно, что перечисленные аспекты (как и их следствия) не могут входит синтезом как составная часть теософии – они вывороты или химеры, не верно истолкованные принципы учения.

Некоторые почему-то, делают вывод (и это касается Вэла), что если я против навязывания морали, то я за распущенность или что-то в этом роде.
Нет, я в равной степени против, как навязывания, так и распущенности и даже компромисов (где-то «вязать», а в чем-то можно и «попустить»). И если кому-то кажется, что окромя этих трех вариантов, ничего другого нет и быть не может, то я могу только посоветовать – вниметельнее изучайте «матчасть».
Этот вопрос – один из принципильных, и будет рассмотрен в первую очередь, после того, как закончу с первой партией тезисов.
Аватара пользователя
dusik_ie
Reactions:
Сообщения: 1583
Зарегистрирован: 06 апр 2022, 06:08

Re: химическая алгебра для домохозяек...

Сообщение dusik_ie »

2. Экзотерический, эзотерический и прочее
Просматривая далее «Предисловие переводчика» к «Пять лет теософии», не перестаю удивляться – как можно, повторять типичные псевдооккультные наративы при том, что ты сам делал перевод, а значит, внимательно изучал текст?

Буквально превыми главами данного труда идут три связанные друг с другом публикации. Первая «Эликсир жизни» Митфорда, публикация, которая подняла целую волну возмущения среди теософов, на что Блаватской пришлось отповетствовать статьей «Эгоистично ли желание жить?». После которой, возмущение затихло, но почему? Потому, что Блаватская, своей статьей все разъяснила, или может просто потому, что никто не рискнул возразить главному авторитету, одному из основателей ТО?

Я склоняюсь к последнему, т.к. если бы было иначе, то статья «Элексир жизни» была бы, по восстребованности, как минимум, на втором месте после ТД.
Потому, что эта статью и следущие две за ней – две я уже указал, а третья «Созерцание» Дамодара, на самом деле трудно переоценить в практической помощи теософу.

Может показаться, что речь то должна быть, согласно заголовку – о разнице между эзотерическим и экзотерическим, но нет. То, что прописал об этом переводчик - это только лишняя иллюстрация того, что сам он, хоть и переводил данные статьи, но смысла их не понял. Что в свою очередь, и к переводу требует осторожного подхода, хотя как по мне, все вроде как переведено сносно.

Тогда разберем конкретно, в чем и почему непонятки возникают, взяв за основу статью «Созерцание» Дамодара К. Маваланкара

Вопрос №1 Что не так, с собственно тренировкой созерцания?
Прекрасно известно из многих источников йоги (в частности «Шаматха» Г. Тинлей), или просто – забъем в Гугле «практика созерцания». Вот, что из первого прилетело: Созерцание как естественный способ медитации
И отсюда цитата:
Практика пассивного созерцания: ... Главный принцип упражнения – его пассивность. Разум при этом должен быть освобожден от всех проблем и мыслительной деятельности. ... Для этого процесса характерно отсутствие всякого мыслительного процесса, реакции на различные раздражители. Нет никакой аналитической работы. Такое состояние наблюдается в коротком промежутке между дремотой и погружением в сон. Длится оно всего лишь несколько секунд.
Второй тип «практики созерцания», который можно встретить в интее – это активная форма. Например, здесь.
Созерцание есть направление внимания на внешние и внутренние объекты, без дальнейшего возникновения мысли. Созерцание мира без активизации внутреннего диалога в течение длительного времени – величайшее мастерство, доступное очень узкому кругу лиц. Однако не стоит отчаиваться, практика созерцания никому не даётся сходу. Только регулярные занятия способны помочь человеку освободиться из под власти назойливых мыслей и прийти к внутренней тишине.
Почему автор публикации, из которой взята данная цитата, пишет «величайшее мастерство» - видимо потому, что сам он, после долгих усилий, уверен, не смог даже сдвинутся с мертвой точки.

Точно тоже самое, касается автора первой цитаты. Все, что они моглы бы получить – это те проблемы, о которых пишет Дамодар в своей статье. Но даже если бы таких проблем не было, возникает вопрос – Что не так, с подобными рекомендациями?.

Я сам (до этого не читая статьи Дамодара) приводил раньше такую аналогию. Допустим, вы занимаетесь данными упражнениями два, пусть даже шесть часов в сутки – каждый божий день, со всей тщательностью и скурпулезностью – Ну и что? Ведь остальные 22 часа (или 18 часов), Вы будете делать полностью обратное. Это как Все время ходить под дождем, потом два часа – пытаться посушить одежду, а потом снова, под дождь на 22 часа. Никак, при таких условиях «сухость» не сможет ни сохраниться, ни закрепиться. Дамодар пишет о том же:
Дамодар писал(а):Но может ли он рассчитывать на то, что эта грандиозная задача может быть решена в течение двух-четырёх часов созерцания? Должен ли этот процесс испускания атомов и их замены на другие прекращаться в оставшиеся двадцать-двадцать два часа, 44] когда человек не запирается у себя в комнате для медитации? И если нет, то каким образом он надеется в течение всего этого времени притягивать к себе только те атомы, которые нужны ему для решения его главной задачи?
Дамодар также, как и Блаватская,говорит загадками – кажется, что ходит вокруг да около, и скорей хочет отговорить от практики, чем рекомендовать ее. Потому как подобные утверждения:
Дамодар писал(а):Они позабыли, что в статье говорится о медитации как о “невыразимо острой жажде внутреннего Человека “вырваться [из своего тесного узилища, физического тела – перев.] и соединиться с бесконечным”, и в стародавние времена именно под нею и понималось поклонение Божеству”
Могут навеять мысль, что, мол – я никакой особо «острой жажды» не испытываю, потому мне не стоит даже пытаться.

Только в данной цитате, равно как и далее по тексту:
Дамодар писал(а): внутренний человек требует для себя неусыпного надзора, дабы ни одна сознательная или бессознательная мысль не могла привлечь к себе атомы, которые помешали бы ему двигаться вперёд.
- говорится о внутреннем человеке!
Что это и как это? – Это другой вопрос, но речь здесь точно не о том, как мы себя ощущаем, непосредственно, условным "Петей Ивановым" – конкретным персонажем, бодрствующим самосознанием, проживающим текущую жизнь.

То, что мы, как субъект, ощущаем свои чувства и мысли – это внутреннее по отношению к внешней видимой оболчке, но как известно из теософии, есть внутренние принципы и именно они составляют внутреннего человека – это Атма-Буддхи-Манас. Однако, подобное деление слишком условно, и к тому же – нет никаких четких указаний (в статье) что я прав. Но это и не столь важно – все это формальности. Главное, что здесь нужно понять: любая наша активная деятельность требует определенного внимания. Можно сказать так, что сознание затрачивает определенную долю своей энергии на производство какого-то действия – любого, сознательного действия. Некоторые действия, мы делаем либо автоматически, либо почти на автомате, что можно сказать даже, что внимание на них даже не затрачивается. Потому, мы можем производить несколько дел одновременно – можем, например, одновременно, что-то жевать и при этом смотреть фильм.

Но так или иначе – все это действия, при которых сознание тратит свой ресурс – оно проявляется в виде внимания, понимания, чувствования и пререживаний. И вся эта активность, через определенное время, приводит к усталости и потребности поспать.

И отсюда понятно, что упражнения медитации (созерцания) – это не про трату энергии сознания, а наоборот – либо об активном его восстановлении (пассивно оно восстанавливается благодаря сну), либо даже о накоплении (расширении). То есть базовый тезис Раджа –йоги: работать с сознанием и через сознание. Не тело и не внешние оболочки интерес йога, но сознание. Тело же интересует в том смысле, что оно внешнее отражение внутреннего сознания – я прекрасно понимаю, что последняя фраза, понимается не более чем бессмысленный набор слов, но ее нужно употребить, чтобы потом, по тексту, объяснить, что это никакая не метафора, а вполне себе конкретный смысл.

А теперь представьте, что у вас есть – то, что присуще всем – склонность тратить энергию (сознания), но также и способность сознательно эту энергию восстанавливать, накапливать, концентрировать, преобразовывать, расширять и т.д. Все это – ввиду того, что это не траты – не ведет к усталости, не ведет к отвлечению внимания. Человек может удерживать эту способность постоянно, не прерываясь ни на миг, при этом занимаясь своими многочисленными делами – тратами энергии во внешнем мире.

Это постоянное состояние присуще тем, кого называют Дхиани – они находятся в состоянии постоянной, непрерывной медитации – и это вообще все адепты.

Обычный же человек – а о них мы можем только говорить, когда имеем ввиду практику – может только начинать осваивать все это, и достигнуть определенных «проблесков», которые возможно, уничижительный мизер, в сопоставлении с адептами-дхиани, однако ого-какой прогресс, в сравнении со средним человеком – именно это окрыляет, то когда человек реально ощущает свой прогресс в сопоставлении с собой 10 и более лет назад.
Аватара пользователя
volt
Reactions:
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 24 апр 2023, 20:07

Re: химическая алгебра для домохозяек...

Сообщение volt »

Интересный факт об "Эликсире жизни". Данная статья писалась под диктовку (под контролем) и по воспоминаниям Олкотта Блаватская, всё время пока писалась статья, стояла за спиной у Митфорда.
У этой статьи есть даже своя предыстория. Синеет написал Мории письмо-протест, где уже требовал от махатм наконец передать свои оккультные знания уже открыто, а не туманными намёками.
Каждый освещает темноту как может.
Аватара пользователя
dusik_ie
Reactions:
Сообщения: 1583
Зарегистрирован: 06 апр 2022, 06:08

Re: химическая алгебра для домохозяек...

Сообщение dusik_ie »

volt писал(а): 06 янв 2024, 10:51 Интересный факт об "Эликсире жизни". Данная статья писалась под диктовку (под контролем) и по воспоминаниям Олкотта Блаватская, всё время пока писалась статья, стояла за спиной у Митфорда.
У этой статьи есть даже своя предыстория. Синеет написал Мории письмо-протест, где уже требовал от махатм наконец передать свои оккультные знания уже открыто, а не туманными намёками.
Возможно, что написание этой статьи не Блаватской, а Митфордом, позволило другим теософам "раскрыться". Потому, что если бы писала Блаватская, то на над ними давлел бы ее авторитет - они бы даже не пытались возражать, а не то, что возмущаться.

А в этом случае, своими возражениями, они показали изъяны в своем понимании оккультизма, которые потом, уже после смерти ЕПБ, проросли сорной травой, которая еще больше сокрыла то, что и так давалось лишь намеками.
Аватара пользователя
volt
Reactions:
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 24 апр 2023, 20:07

Re: химическая алгебра для домохозяек...

Сообщение volt »

Это предвидел и К.Х. в 48-м письме к Синнетту
В ближайшем номере журнала вы найдете пару статей, которые вам следует прочесть. Не стану объяснять почему - ответ вам подскажет ваша интуиция. Как обычно, это неосторожность, которой я всё же позволил остаться, поскольку мало кто, кроме вас, сумеет понять содержащийся там намёк. Впрочем, там не один такой намек; поэтому обращаю ваше внимание на статью «Эликсир Жизни» и статью «Философия Духа» В.Оксли. Первая содержит рекомендации и объяснения, туманность которых может напомнить вам человека, тихо подкравшегося к вам сзади, хлопающего вас по спине и тут же убегающего. Они, несомненно, принадлежат к разряду тех редких "Подарков Судьбы", которые приближаются к вам также незаметно, как вор в ночи когда все спят, и которые удаляются, видя, что никто не принимает их предложения, - о чем вы жаловались, в своём письме к моему Брату. На этот раз вы предупреждены, мой добрый друг, поэтому больше не жалуйтесь.
Каждый освещает темноту как может.
Аватара пользователя
dusik_ie
Reactions:
Сообщения: 1583
Зарегистрирован: 06 апр 2022, 06:08

Re: химическая алгебра для домохозяек...

Сообщение dusik_ie »

Вопрос №2 В чем (в общем) ошибки «практик созерцания» из Инета?

Эти ошибки того же рода, что и в типичных рекомендациях по воспитанию нравственности (или в целом - этики).
Делов том, что в источниках указывается цель – то, чего нужно достигнуть.
Например, в случае ранее упоминаемых практик, что видно из цитаты, из поста за 5.01.24:
Разум при этом должен быть освобожден от всех проблем и мыслительной деятельности
Но в настоящих источниках, не указывается (якобы), что конкретно для этого нужно делать (или наоборот, не делать), потому те «созерцатели» у которых ничего не получилось, стали писать книги/статьи, где они, сами того не ведая, показали, в чем они совершили ошибку – если не указано того, каким способом, или методом, нужно всего этого достигать, то они решили, что это настолько просто и естественно, что никакого метода нет вовсе.

Тоже самое, с аспектами нравственности – как, к примеру, стать брахмачарья? Да просто запретить себе подчиняться животным страстям – и все. «Будь терпилой и у тебя все получится» - это, по сути, тот лозунг, который проповедуют моралисты.

Я сдесь как бы разделил нравственность и практику, хотя это все одна практика. Просто «теоретики» уповают на мораль, а «практики» ищут каких-то действенных упражнений.

То, что метод есть и он целиком в плоскости понимания метафизики оккультизма, указывает Дамодар:
Дамодар писал(а): Для начала изучающий оккультную философию должен познакомиться с самыми общими аксиомами, исчерпывающе изложенными в “Эликсире жизни” и прочих оккультных работах. Он прежде всего должен осмыслить эти аксиомы и, пользуясь дедуктивным методом, следовать от общего к частному.
И это тем более должно быть ясно, если человек понимает, что нужно бороться не с теми желаниями, которые уже чувствуются как собственно, какое-то конкретное желание, а с самим возникновением желания, что лежит в сфере мысли и абстрактных понятий:
Дамодар писал(а): “Какой смысл поститься, если вы всё равно испытываете потребность в еде?.. Главное – это избавиться от внутренней тяги, а без этого любое притворство есть лишь чистое лицемерие и никчёмное рабство”.
И тем более понятно, что переносить сюда, в теософию, христианскую этику из «Жития святых», где всяческие «умерщвление плоти» подается как героическая преданность Богу – это не то, что не жалательно, а крайне вредно.
Настоящая йога – это не про терпил, заковавших себя в цепи всевозможных запретов. Йога – это доктрина свободного человека во всех смыслах. Потакать желанием и бороться с желанием (которое уже чувствуется) в равной степени – это не про йогу.
Идти на поводу своих желаний – это только другой вид рабства, потому те, кто не способен преодолевать свои желания – есть раб своей плоти, а тот, кто вгоняет себя в запреты – раб своей глупости.

Вся методология – что же, собственно, нужно делать в практическом смысле, как говорил уже – целиком и полностью лежит в плоскости метафизики или того, что обычно трактуется как «описание действительности» - того, как зарождался Космос (Космогенезис), потому как Космос – это тело Брахмы или Небесного Человека. Отсюда уже должно быть понятно, что все, что есть в каждом конкретном человеке – это же есть и в Космосе. Человек - это Космос в миниатюре и под другим углом зрения: если мы сами находимся внутри Космоса, то наш, малый космос – наши тела проявления и принципы – это то, что находится , относительно Внутреннего человека.

Только из-за этого – из-за масштабов, и положения Источника (или «Я») соответствия Макрокосмоса и микрокосмоса не кажутся самоочевидными. Но сам закон подобия и аналогий – есть прямое следствие такого соответствия. А закон этот, как неоднократно подчеркивалось, главный (на равне с законом Единства) закон в оккультизме и только через него возможна практика – понимание того, что нужно делать (или не делать).

Далее уже можно будет разобрать конкретные ошибки, объясняя их ошибочность именно через ту теорию, что указана в ТД, объясняя их через Единство и Аналогии – никаких дополнительных, «тайных источников» для этого не нужно.
Аватара пользователя
dusik_ie
Reactions:
Сообщения: 1583
Зарегистрирован: 06 апр 2022, 06:08

Re: химическая алгебра для домохозяек...

Сообщение dusik_ie »

В предыдущем посте, я подвел итог, что стремящихся к изучению оккультного, делает псевдооккультистами ошибочность подходов (и соответственно методов) к его изучению.
Теперь разберем, в чем конкретно выражаются эти ошибки.

Если сказать в самом общем (философском смысле), мало что объясняющим непосредственно, то разница в том, что в философских понятиях, физика, как она сформировалась к началу ХХ века, соответствует объективному материализму, а позитивизм, много раз изменившийся за 200 лет, но не утративший своей коренной сути – это ее метод.

Я говорю о физике начала ХХ века не потому, что она, в той или иной степени, соответствует временам Блаватской, а потому, что это по сути, физика современной средней школы, которая, где-то на 75% вполне себе представима в воображении. Это такая физика, над которой возможно проводить мысленные эксперименты с некоторыми условными допущениями, не сильно погружаясь в математические выкладки. То есть, она имеет достаточно понятный физический смысл, доступный уровню среднего человека, и ее можно образно представить и описать. Ни релятивистскую, ни квантовую физику, я не имею ввиду.

Оккультизм же, по словам Блаватской, соответствует объективному идеализму. А его методы выражены через закон Подобия/аналогии и Единства.

Крайне сложно, вот так сразу, с помощью каких-то определений, указать, что оно такое объективный идеализм. Мало того, даже если это получится, то совсем не понятно – а зачем это нужно. Ситуация примерно такая, как изучающий математику в школе, может задуматься – и зачем все это огоромное количество видов уравнений, что они вообще считают? И если спросить об этом учителя, то он скорее ответит, что-то типа – это головоломки, для развития логического мышления.

Важно понять, что оккультизм заточен не на то, чтобы описать картину мира и объяснить все в ней, а на то, как самому изменяться – развиваться в самом широком смысле. Как указано у ЕПБ (не дословно) – Вставший на Путь, в итоге должен стать самим Путем.

Соответственно все то, что можно трактовать в оккультизме, как описания и объяснения, должны рассматриваться через призму применимости на практике.

Вторая сложность в том, что вся та терминология, которую мы встречаем в ТД, которая имеет определенный смысл в объективном материализме (и тем более, в массовом употреблении) должна быть скорректирована под объективный идеализм. Начиная с таких понятий, как "материя", "форма", "дифференциация" и т.д.

Все публикации после Блаватской, исходящих из ТО, за редким исключением – это попытка средствами объ. материализма объяснить объ.идеализм – получается просто жуткая ахинея – это было бы очевидно всем, если бы те, кто изучают теософию, имели бы больше склонности к аналитическому мышлению.

Например, как объяснить многие виды атомов или многие виды материй? Как адекватно объяснить как это «плотная» и «тонкая» материя? А также «астральная», «ментальная» и прочие материи? Что такое Акаша и чем собственно она отличается от эфира, и что оно такое эфир? Что такое субстанция? Что есть Дух как противоположение Материи... короче говоря, все «объяснения» Безант и Ко, не только ничего не объясняют, а наоборот, еще больше запутывают.

Если кто скажет – все различие в вибрациях - например, у Писаревой, различие между планами описывается степенью вибраций. Может оно и так, только возможно ли, автоматически переносить понятие вибрации из физики (т.е. материализма) в оккультизм (т.е. идеализм)?

Тем более, что если Безант пишет – атом издает звук. Тогда как Блаватская пишет, что атом и есть звук...

Короче говоря, для материализма – существует материальная частица, как основа и реальное нечто и она движется, вибрирует, сталкивается с другими частицами и все, что существует в мире, обусловлено именно этим.

Для объяснения идеализма, нужно материальную частицу, в качестве основы или реального нечто – удалить. И назвать ее феноменом, видимостью или явлением. А в основе должен быть Дух – о нем будет отдельный (следующий) пост, ввиду важности и тотальной «замусоренности» этого понятия.
Представить себе движение без материального объекта не возможно – это абсурд! И это так, если иметь ввиду объективный материализм.

По мере прогресса в йоге, человек изначально (по умолчанию) объ.материалист, очень медленно и постепенно превращается в объ.идеалиста. И только начальные стадии этой йоги, вполне можно еще объяснить через Подобие и аналогии. Причем, чем дальше, тем меньше будет явной физики/физиологии, но тем больше абстракций и символов.

В конце этого поста пропишу полные названия, итак:
1. физика (в целом, онтология) до начала ХХст. – это объективный материализм, субъективный идеализм;
2. оккультизм – это объективный идеализм, субъективный материализм
Аватара пользователя
djay
Reactions:
Сообщения: 2469
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 15:05

Re: химическая алгебра для домохозяек...

Сообщение djay »

dusik_ie писал(а): 13 янв 2024, 08:59
Все публикации после Блаватской, исходящих из ТО, за редким исключением – это попытка средствами объ. материализма объяснить объ.идеализм – получается просто жуткая ахинея – это было бы очевидно всем, если бы те, кто изучают теософию, имели бы больше склонности к аналитическому мышлению.

Например, как объяснить многие виды атомов или многие виды материй? Как адекватно объяснить как это «плотная» и «тонкая» материя? А также «астральная», «ментальная» и прочие материи? Что такое Акаша и чем собственно она отличается от эфира, и что оно такое эфир? Что такое субстанция? Что есть Дух как противоположение Материи... короче говоря, все «объяснения» Безант и Ко, не только ничего не объясняют, а наоборот, еще больше запутывают.
Никакая Безант вообще не может объяснить какую-то физику, поскольку ее не знает. Была на теософском портале некая Таня Данина, с голосами от учителей, книжки издавала по какой-то жуткой, совершенно, оккультной квантовой механике. :shok: Без содрогания невозможно было читать - экий бред со всех точек зрения. Но... печаталась! Видела в продаже ее книжки. Я еще понимаю ученого, уровня Нильса Бора, который от своего сознания может попытаться провести аналогии. Больше он делать и не стал бы. А вот "хто попало"... то такэ.

Есть идеи, которые буквально просятся на сравнение. Но незнающие этого не видят и плодят очередные "сущности". :pleasantry:
dusik_ie писал(а): 13 янв 2024, 08:59Тогда как Блаватская пишет, что атом и есть звук...
Тока не надо представлять звук, исключительно, как как колебания воздуха. Полагаю, не тот "звук" имелся в виду. :nea:

Лично я сразу вспомнила "волны де Бройля". :pleasantry:
ВОЛНЫ ДЕ БРОЙЛЯ - волны, связанные с любой движущейся микрочастицей, отражающие квантовую природу микрочастиц.
Впервые квантовые свойства были открыты у эл--магн. поля. После исследования M. Плавком (M. Planck) законов теплового излучения тел (1900) в науку вошло представление о "световых порциях" - квантах эл--магн. поля. Эти кванты - фотоны-во многом похожи на частицы (корпускулы): они обладают определёнными энергией и импульсом, взаимодействуют с веществом как целое. В то же время давно известны волновые свойства эл--магн. излучения, к-рые проявляются, напр., в явлениях дифракции и интерференции света. T. о., можно говорить о двойственной природе, или о корпускулярно-волновом дуализме, фотона.
В 1924 Л. де Бройль (L. de Broglie) высказал гипотезу о том, что корпускулярно-волновой дуализм присущ всем без исключения видам материи - электронам, протонам, атомам и т. д., причём количественные соотношения между волновыми и корпускулярными свойствами частиц те же, что и установленные ранее для фотонов. А именно, если частица имеет энергию 1119917-260.jpg и импульс, абс. значение к-рого равно р, то с ней связана волна частоты 1119917-261.jpg и длины 1119917-262.jpg, где1119917-263.jpg6*10-27 эрг*с - постоянная Планка. Эти волны и получили назв. В. де Б.
Для частиц не очень высокой энергии 1119917-264.jpg , где 1119917-265.jpg- масса и скорость частицы. Следовательно, длина В. де Б. тем меньше, чем больше масса частицы и её скорость. Напр., частице с массой в 1 г, движущейся со скоростью 1 м/с, соответствует В. де Б. с1119917-266.jpg10-18 1119917-267.jpg, что лежит за пределами доступной наблюдению области. Поэтому волновые свойства несущественны в механике макроскопич. тел. Для электронов с энергиями от 1 эВ до 10 000 эВ длины В. де Б. лежат в пределах от 10 1119917-268.jpg до 0,1 1119917-269.jpg, т. е. в интервале длин волн рентг. излучения. Поэтому волновые свойства электронов должны проявиться, напр., при их рассеянии на тех же кристаллах, на к-рых наблюдается дифракция рентгеновских лучей.
dusik_ie писал(а): 13 янв 2024, 08:59По мере прогресса в йоге, человек изначально (по умолчанию) объ.материалист, очень медленно и постепенно превращается в объ.идеалиста.
Дусик, это все ярлыки. Понимаешь - можно без этого. Запросто. Пофиг, какие там идеалисты. Просто приходит вполне спокойное принятие того, что волна и частица - одно и то же. Только глубже уровнями. Для начала этого вполне достаточно. Но это, вероятно, таки не за одну жисть. У всех по разному. Но это прочувствование тоже - мелькнет и пропадет. Потому что - то ракеты на голову, то снег, то ковиды и пр. сердечно-сосудистые... Главное - запомнить, что это было. :rolleyes:
Аватара пользователя
dusik_ie
Reactions:
Сообщения: 1583
Зарегистрирован: 06 апр 2022, 06:08

Re: химическая алгебра для домохозяек...

Сообщение dusik_ie »

Теперь, несколько конкретных форм выражения абстрактных понятий Дух и Материя.
Все эти формы, как будет видно, имеют нечто общее. Это общее обычно и используется для книжных определений абстрактных (в оккультизме) понятий, то есть, если конкретно говорить о работах Блаватской, то такие определения во множестве разбросаны по ее книгам и статьям, и они могут быть собраны в общий каталог (и по многим это сделано в теопедии), но обычно, этого не достаточно, чтобы «оживить» термин – сделать его действенным инструментом в реальной жизни.
3. Дух и Материя конкретные формы выражения понятий.
Представим себе круг с диаметром, точнее – будет достаточно диаметра(1) и половинки окружности (2), как на Рис.3.1.
Изображение
Рис 3.1.

Особенности изображения прямой (1) и дуги окружности (2), что и используется в данном случае, как подобие, в том, что в случае прямой, мы имеем буквально прямую видимость из А в Б, т.е. из подножия видна (или понятна) вершина – «Я вижу цель» - это девиз Стрельца, знак Зодиака, предшествующий (подножие) знаку Козерога, который в одном из своих значений, описывается как гора или скала, по которой взбирается (или вообще, движется) архат – горный козел.

То есть, прямая – это когда с самого начала, видна и понятна конечная цель. И эта цель, во всех ее вариациях и этапах, хорошо известна и прописана во многих книгах. В частности, в теософских кругах это «Голос Безмолвия», «Книга Золотых правил» и пр.

Можно сформулировать ее так: Достигнуть освобождения (нирваны, мокши) для всех существ.

Однако, особенность всего этого, что идти нужно будет не по прямой, а по дуге. А особенность дуги (в чем и подобие), что видно из рисунка, в том, что приходится менять направление движения с каждым новым шагом. Направление движения к цели.

Вот и получается, что общая, очень не конкретная цель видна и известна с самого начала. А конкретная, или непосредственная цель настоящего момента, видна только на ближайшую перспективу, и чем дальше, тем более ошибочными будут представления о будущем, как они видятся из настоящего.

В целом Путь (или Дхарма) – это настолько индивидуальная вещь, что никто не в праве (потому, что не сможет) определить пошагово, на дальнюю перспективу, что может и/или должен данный конкретный человек делать. Этот путь слагается самостоятельно и это целиком интимная вещь. Это путь не раба, но свободного человека.

В оккультизме Учитель, если он Пастырь, не всегда тот, кто впереди и ведет свое стадо. Стадо следует за своим вожаком, а Пастырь впереди стада только в начале и конце (на 1-й и 7-й стадиях) Остальную часть времени, он либо в середине стада, либо в конце его. И эта аналогия настолько показательна, что я не думаю, что есть необходимость ее объяснять.

Возможно тот, кто до сих прочитал задастся вопросом – все это хорошо, но причем здесь Дух и Материя?
Это станет понятно в конце поста, к выводу.

Смотрим дальше. Всегда, где Аналогия, там и Единство.
Представим теперь, что дуга (Путь) состоит из семи частей. Здесь есть нюансы, которые я только пропишу как варианты:7+0, или 6+1, или 5+2, или 4+3 (и далее 3+4... порядок имеет значение), а детально рассмотрим в последующих постах, чтобы сильно не загромождать этими деталями общую концепцию поста данного.

Так вот, закон Единства требует, что каким бы длинным или коротким мы не выбирали путь, рассматривали его в целом или какую-то малую часть – всегда это будет семь фаз, при этом, выраженных в наше время как 3+4 в одном направлении и как 4+3 в другом. Опять же – все детали потом.

Казалось бы – что тут такого особенного, когда что-то делят на шаги или фазы – не фажно, семь их или сколько угодно много.
Но дело в том – и в этом вся особенность, что количество этих фаз может быть столько сколько хочешь, или даже бесконечность, но все равно – их семь. Так, почти буквально указывается у Блаватской, и почти без дальнейших пояснений.

Суть этого в том (как мне представляется), что это одни и те же Семь Сущностей – нумены (а значит, за пределами Кольца-не-преступи), которые только «отбрасывают свое отражение» на разные виды и уровни материи, по подобию того, как Луна отражается в воде озера, в результате чего, этот союз – образа и материи, порождает все разнообразие форм в трех основных локациях (эволюциях) с которыми человек имеет дело, и которые представлены буквально и последовательно во всех проявлениях человека. Они иногда представлены как три, иногда как пять – все эти «игры» с числами требуют акуратного подхода, чтобы совсем не запутаться, потому и об этих «цифирях» отдельно и потом.

Для лучшего понимания и в качестве примера. Вот мы знаем, что есть семь подразделений йоги Патаджали (Яма, Нияма, и т.д.) так вот, каждое из этих подразделений будет содержать свои подразделения с такими же названиями. То есть Яма будет состоять в себе из Ямы, Ниямы и т.д. Но все они не тождественны, а только родственно-подобны.

Но и это еще не все.
Все эти фазы, могут быть проявлены в двух вариантах:
1. Когда одна фаза следует за другой (или проявление в пространстве и во времени);
2. Когда фазы проявлены одновременно как синтез или одно целое.

«Отдельность» или обособленная фаза, отличная от другой – это когда сущность фазы или принцип, облекается в некую «оболочку» (в кавычках потому, что это не надо понимать буквально) и она не стыкуется с другой, спаренной фазой, составляя с ней некую дихотомию – например, как Вдох-Выдох или День-Ночь.

Фаза освобожденная от «оболочки» находится в более «тонкой оболочке». Вообще без оболочки быть не может в период Манвантары, а как там в Пралайю – не известно, но это и не важно, принципиального значения в этом нет.

«Тонкость оболочки» тем больше, чем больше взаимопроникновение фаз, вплоть до того, когда они становятся одним целым или выражаются одновременно, как разные инструменты, звучащие одновременно в оркестре, создают одну, целостную музыкальную композицию – это наиболее полная аналогия.

Заметьте, все что сказано в ТД о монадах или атомах или существах – их оболочках и принципах – я применил к фазам или подразделениям йоги. Если это кому-то кажется странной дикостью, что, типа, я подменяю сущность и процесс, то это в силу склонности к антропоморфизму. Закон Единства не позволяет кардинально разделять – вот материя (то, что движется), а вот движение. Вместе имеем движущееся нечто в простанстве - это так для материализма.

Для Единства все трое представленных здесь (движущееся тело, движение и пространство) – это три проявления или феномена Единого Элемента, что в свою очередь означает, что то, что мы видим как тело внутри себя, каким-то образом "содержит" движение (или «движимость») и пространственность – к сожалению, приходится применять такие «незграбные» термины, которые, тем не менее, норма и головоломка для изучающих санскрит. И этот факт лишний раз добавляет уверенности в подобном представлении, потому как санскрит, ввиду того, что он не имел широкого народного употребления, остался достаточно специфичен, буквально заточенным под метафизику оккультизма.

Аналогично, пространство в одном контексте (или в одних условиях) становится телом – в другом контексте, или движением – в третьем. Точно такие же три подразделение для движения.

Снова возвращаясь к санскриту. В нем нет такого строгого подразделения слов как в современных языках, когда есть глаголы и имена существительные и прилагательные.
В санскрите есть то, что принято теперь называть глагольным корнем (дхату) и именной основой (гана) из которых потом образуются глаголы, наречия и прочие виды слов, но по факту эти вот гана и дхату соответствуют атомам или непроявленной сущности, которые становятся конкретной сущностью (словом определенного вида) облекаясь в суффиксы, префиксы и окончания, но это если говорить о предложениях. А вот если о сложносоставных словах (содержащих в себе два и более корней), то тут вообще дремучий лес – даже приблизительно общего, системного подхода в решении этой проблемы здесь нет среди санскритологов всего мира. Но это я опять увлекся.

Теперь к выводу – зачем это все?
Ну, например возможно, кто-то поймет такое, что если на внешнем плане мы имеем строгое следование Вдох потом Выдох и никогда так не бывает, чтобы они были вместе, типа Вдоховыдох (но в санскрите подобное слово возможно). Однако то, что в Пранаяме именуется как Бхастика и Капалабхати, то даже в этимологии слова Капала + бхати, где Капала означает слитность или сборку. Кто-то, заглянув в словарь скажет – а почему не череп? (что есть в списке значений к данному слову), но это череп в смыле сборной конструкции (точно как лего) из относительно небольших фрагментов плоских костей...

Короче говоря, Капалабхати, как и Бхастика – это вовсе не про буквальное дыхание легкими.
Оно «запускается» (по крайней мере, в моем случае) мысленным или воображаемым дыханием, постепенно мысленно же разгоняемым и расширяемым как некий условный шар, в очень быстрое дыхание – таким, что оно уже не ощущается ни как вдох ни как выдох, а скорее как непосредственная прана с вполне конкретными функциями, о чем также, не сейчас.

Ну и наконец, вывод.
Когда есть, в начале что-то призрачное и аморфное, постепенно дифференцируется в что-то более конкретное – вот мы видим отдельные, самостоятельные части. То это есть процесс изнутри – наружу, или движение от полюса Духа к полюсу Материи.
Эти части становятся либо разными в пространстве (как разные детали одной конструкции), либо как различные фазы во времени. То есть, проявляется в пространстве и времени – это в оккультизме называется Материя.

Если же мы имеем обратный процесс, когда такие части (не важно, они пространственные или временные) сбрасывают свои «внешние оболочки» и становятся, чем дальше в «тонкость» тем больше взаимопроницательными, вплоть до состояния целостности или состояния полной скоординированности «как одно», то это состояние именуется Духом.

Дух и Материя – это только два крайних полюса одного и того же нечто, что в промежутке между этими полюсами, выражено бесчисленным множеством фаз (которых, тем не менее, семь). И это нечто, в зависимости от контеста, именуется либо как Сын, либо как Дочь (тогда Дух и Материя именуются как Отец и Мать) – потому, что они двойственны в себе, состоят, в определенной пропорции что-то от Духа, что-то от Материи или Отца и Матери.

В виде иллюстрации, эти фазы дифференциации, можно изобразить так (Рис3.2.):
Изображение
Рис 3.2.

То же самое – в изображении буквы А.