Людей третьего пола относили также к многочисленной социальной категории, известной, как «нейтральный гендер». Его представители известны под именем напумсака или «те, которые не участвуют в продолжении рода». Есть пять разных типов людей напумсака: дети; престарелые; импотенты; те, кто соблюдают целибат; люди третьего пола. Согласно всем ведическим астрологическим текстам, эти пять видов людей относятся к нейтральному полу; основанием этому является их неспособность продолжать род.
Типы третьего пола
В писаниях индуизма достаточно много говорится о гомосексуальном поведении в отношениях как среди различных представителей третьего пола, не имеющих влечения к противоположному полу ввиду своей гомосексуальной природы, так и среди гетеросексуальных людей из различных каст индуистского общества. Несколько индуистских текстов описывают людей с гомосексуальной природой. Среди них выделяются три — «Камасутра», «Нарада-смрити» и «Сушрута-самхита».
Джайямангала[5] приравнивает термин тритья-пракрити к напумса (импотент)[6], а «Чарака-самхита» приводит восемь типов напумса, один из которых самскаравахи — «возбуждающийся на основе впечатлений из прошлой жизни»[7]. Чакрапани Датта[8] приравнивает самскаравахи к гомосексуальному клиба, описанному Сушрутой[9]. «Нарада-смрити» в своем списке, состоящим из четырнадцати разных типов панда (мужчин, которые не имеют влечения к женщинам), упоминает о мукхебхага — «занимающийся оральным сексом с другими мужчинами», севьяка — «тот, которым сексуально нравятся другие мужчины» и иршьяка — «наблюдающий, как другие мужчины занимаются сексом». Все эти три типа объявляются «неизлечимыми» и им запрещено жениться на женщинах[10]. Сушрута-самхита тоже приводит пять типов людей, которые не имеют влечения к женщинам и известны как клиба: асекья — «глотающий семя других мужчин», саугандхика — «нюхающий гениталии или феромоны других мужчин», кумбхика — «принимающий пассивную роль в анальном сексе», иршьяка -«вуайерист» и шандха — «имеющий качества и поведение женщины». Сушрута говорит, что первые четыре типа клиба имеют семя и мужские качества, тогда как пятый (шандха) полностью лишен их. Кроме того, четверо первых возбуждаются только в процессе «сосания гениталий других мужчин и глотания их семени»[11].
...
Причины рождения
Сушрута и Чарака-Самхиты дают сложные объяснения ряда причин рождения человека третьего пола. К таким причинам относятся: самскара, кама, сукама, викарма, пауруша, доша, пракрити, дайва, а также митхуна-видхи и шукра-бала, означающие, что пол живого организма определяется во время зачатия: если в момент зачатия преобладают мужские половые флюиды (сукра), то ребёнок будет мальчиком, а если женские (сонита), то ребёнок будет девочкой. Если же количество флюидов обоих полов равно, то родятся либо близнецы мальчик и девочка, либо ребёнок третьего пола[14].
И «Сушрута-самхита» и «Чарака-самхита» говорят, что гомосексуальный асекья зачинается, когда семя отца находится в недостаточном количестве, а шандха зачинается, когда отец и мать меняются ролями во время совокупления (пурушайита или «женщина сверху»). Ещё несколько подобных примеров приводятся, когда речь идет о других типах клиба[15]. Оба текста утверждают, что все три природы — мужская, женская и третий пол, определяются в момент зачатия и развиваются в матке до окончания второго месяца беременности. По окончании этого срока основную половую природу или пракрити живого существа уже нельзя изменить[16].
Социальные роли
Древняя индийская или ведическая культура принимала естество представителей третьего пола таким, каковым оно являлось и включала их в общество в соответствии с их естеством. Такие индуистские тексты, как «Камасутра», «Махабхарата», «Артхашастра» и другие упоминают мужчин третьего пола работающих домашними слугами, посредниками в делах между мужчинами и женщинами, цирюльниками, массажистами, флористами и проститутками[17]. Лесбиянки упомянуты, как умелые вайшья (деловые женщины), обеспечены военными охранниками, домашними слугами и куртизанками[18], а трансгендерные люди (шандха) описываются как люди особенно талантливые в женских сферах, таких как игра на музыкальных инструментах и танцы[19]. В индуизме верили, что у людей третьего гендера были особые способности, которые позволяли им благословлять или проклинать других людей. Это традиционное убеждение все еще присутствует в современной Индии.
«Камасутра» также упоминает гомосексуальные браки, основанные на «сильной привязанности и полной вере друг в друга»[20][21]. Согласно ведической системе, существовало восемь разных видов брака. Гомосексуальные браки, которые происходили между геями или лесбиянками были классифицированы как гандхарва или как небесная разновидность. Этот тип брака не был рекомендован для членов сообщества брахманов, но был очень распространен среди гетеросексуальных мужчин и женщин, принадлежащих к другим кастам. Брак гандхарва определялся как союз любви и сожительство, он признавался общим законом, но такому браку не нужно было родительское согласие или религиозная церемония[22]. В Джайямангале, важных комментариях Камасутры XII века, сказано: «Граждане с такими (гомосексуальными) склонностями, которые отказываются от женщин и могут жить без них добровольно, потому что они любят друг друга, женятся друг на друге, связанные глубокою и доверительною дружбой»[23]."