Итак, мы видим, что на протяжении всего периода, охватывающего эволюцию первых трёх с половиной корневых рас — вплоть до срединной или поворотной точки[6] — именно астральные тени "прародителей", лунных питри, выступают в качестве сил, формирующих эти расы, и именно они занимаются строительством физической формы человека и постепенно направляют её эволюцию в сторону усовершенствования — ценой утраты соответствующей степени духовности.
Затем, после прохождения срединной точки, высшее эго человека, его перевоплощающийся принцип, — нус, ум — начинает уже брать верх над животным эго, и способно управлять им, если только не идёт у него на поводу и не увлекается им вниз.
Коротко говоря, духовность вступает на дугу восхождения. И отныне животное или физическое начало способно сбить[7] её с пути неуклонной, последовательной эволюции лишь в том случае, когда истинный внутренний человек оказывается столь сильно инфицирован смертоносным вирусом эгоизма личности, что притяжение сверху теряет всю свою силу воздействия на мыслящего разумного человека. Бесспорным фактом является то, что порок и безнравственность выступили ныне во всей своей ненормальности и неестественности — во всяком случае, именно таковыми им и надлежит быть на нынешнем отрезке нашей человеческой эволюции.
То, что человечество никогда ещё не было таким эгоистичным и развращённым, как сегодня, когда цивилизованные народы возвели первое в норму этики, а второе — в ранг искусства, служит лишним подтверждением исключительности этого явления.
Всю эту схему можно найти уже в халдейской "Книге чисел" и даже в "Зохаре", если только мы сумеем понять смысл заключённых там апокалиптических намёков.
Всё начинается с эйн-софа, "сокровенного из сокровенных", потом появляется точка, сфира и затем следуют все остальные сфирот.[8] Далее идёт мир ацилут (мир эманаций), из которого, в свою очередь, берут начало три других мира — "престол", то есть обитель чистых духов; во-вторых, мир создания, место обитания ангелов, которые излучают из себя мир третий, мир делания, мир асия, который и есть наша земля или наш мир.
Кроме того, считается, что этот наш мир, называемый также клипот, состоит из (шести других) сфер, כלכלימ, и материи является обиталищем "князя тьмы". Эта мысль подчёркнута со всей возможной ясностью, так как имя ангела второго мира, мира брия, — Метатрон — означает "посланник", ἀγγελος, "ангел", именуемый также "великим учителем". Под его властью находятся ангелы третьего мира — йециры, — а их десять и семь классов представляют собой сфирот,[1] которые, как считается,
"населяют и насыщают жизнью этот мир, будучи первейшими сущностями и разумами, а их корреляты и антиподы населяют третий мир, мир Асия".[9]
Эти антиподы называются "скорлупами" (כליפדה) или демонами,[2] которые населяют семь областей, называемых "шеба хейхалот" — а это не что иное, как семь зон нашей глобосферы.
Согласно каббале, их властелином является ангел смерти Самаэль, он же — змей-соблазнитель, сатана. Этот сатана, кроме того, является ещё и Люцифером, блистательным ангелом Света, светоносцем и жизненосцем[10] — "душой", оторвавшейся временно от других ангелов, пресвятых, и ожидающей наступления такого времени, когда и остальные спустятся на Землю для воплощения.
"Души (монады — Е.П.Б.) до соединения с телом обитают вначале в мире эманаций" ("Книга Премудрости Соломона", viii., 20),[11]
а, как учит "Зохар", "душа" есть истинный человек,[12] то есть — эго и осознание "Я есть": манас".
"Они спускаются из чистого воздуха, чтобы надеть на себя оковы тела", —
говорит Иосиф, повторяя принципы ессейских вероучений ("Иудейская война", II, 12)[13].
Филон утверждает:
"Воздух наполнен душами, они спускаются вниз, дабы связать себя со смертными телами, ибо желают жить в них" (De Gignat,[14] 222 c.; De Somniis, p. 455)[3],
поскольку через человеческую форму и внутри неё они могут обрести возможность развития, тогда как природа ангела не может иметь переходных форм.[15] Вот почему человек и обладает в самом себе такой силой, которая позволяет ему превзойти все способности ангелов. Поэтому-то индийские посвящённые и говорили, что только дважды рождённый брамин способен иметь власть над богами и дэвами, а Павел повторил эту мысль в своём Первом послании к коринфянам:
"Разве не знаете, что мы (посвящённые — Е.П.Б.) будем судить ангелов? . ." (6, 3).
И, наконец, в каждом древнем священном писании и в любой космогонии мы видим, что человек возник вначале, как некая светящаяся бестелесная форма, поверх которой затем выстраивался физический остов его тела — так обычно скульптор заливает расплавленную бронзу поверх своей глиняной статуи — и остов этот выстраивался с помощью, посредством и из низших форм и типов земной животной жизни.
"Душа и форма, спускаясь на Землю, облачаются в земные одежды,"
— говорится в "Зохаре". Его тело — первообраз — состоит вовсе не из той материи, которая служит строительным материалом для наших смертных каркасов.
"Когда Адам ещё обитал в эдемском саду, он был облачён в одежды небесные, которые суть одежды Света небесного . . . Света того Света, который сиял в эдемском саду" ("Зохар", II 229 B).
"Человек (небесный Адам — Е.П.Б.) был сотворён десятью сфирот мира Йецира, и они совместными силами (семь ангелов ещё более низшего мира — Е.П.Б.) породили Адама земного[16] . . . . Сначала пал Самаэль, а затем, обманув (? — Е.П.Б.) человека, подтолкнул к грехопадению и его".
(б) Фраза: "Они были тенями теней владык" — иначе говоря, прародители создали человека из своих же собственных астральных тел — объясняет одно распространённое поверье. На востоке считается, что дэва не имеет собственной тени. "Дэвы не отбрасывают тени" и это верный признак доброго святого духа.
За пределами проявленной природы дух представляет собой огненное дыхание в своём абсолютном единстве. В проявленной же вселенной он является центральным духовным солнцем, электрическим огнём всякой жизни. В нашей [солнечной] системе дух представлен, как видимое солнце, — дух природы, земной бог.
Таким образом, человечество первой расы представляло собой всего лишь внешние подобия — астральных двойников — своих отцов, которые были первопроходцами, то есть наиболее продвинувшимися вперёд сущностями, явившимися с более ранней, но и более низкой, сферы, мёртвую скорлупу которой сегодня представляет наша Луна.
Но даже и эта скорлупа всемогуща в своей потенциальности, ибо, произведя на свет Землю, этот лунный фантом, под действием магнетической силы сродства, попытался ещё и сформировать первых земных обитателей, дочеловеческих монстров (см. выше, станс II). Для того чтобы убедиться в этом, изучающий должен вновь обратиться к книге "Халдейские фрагменты" и перечитать там слова Бероса.
По закону эволюции, лунные "отцы" должны были пройти — в состоянии монад — через все формы жизни и бытия, характерные для этой глобосферы. Однако к концу третьего Круга они уже стали людьми в своей божественной природе и потому были призваны выступить творцами таких форм, которым суждено было стать домами для менее продвинутых монад, которым настал черёд для воплощения.»
том 2 Антропогенез, часть 1 Эволюция человека, станс 5, шлока 18